К.А. КОРОВИН. Бульвар Капуцинок. 1911

Имя Константина Коровина неразрывно связано с понятием «русский импрессионизм». Именно в его творчестве, начиная с 1890-х годов, в полной мере реализовался интерес к художественному методу работы на пленэре, направленному на выражение бесконечной вибрации взаимоотношений света и цвета. В тоже время пейзажи Коровина глубоко связаны с лирическим пейзажем И.И. Левитана и В.Д. Поленова.

В 1900–1910-х годах Коровин ежегодно бывал во Франции. Парижские улочки, кафе, городская толпа на бульварах – излюбленные темы художника. «Бульвар Капуцинок» – пейзаж ночной жизни Парижа с яркими огнями и пестрым калейдоскопом людского потока. Художник выбирает точку зрения сверху, словно он устроился со своим этюдником на балконе верхнего этажа дома, оставшегося за рамками композиции. Так писали Париж К. Моне и К. Писсарро – классики французского импрессионизма. Коровин словно вступает с ними в диалог, предлагая свой взгляд на город. Моне и Писсарро писали жизнь города в ее текучей изменчивости, а на картине Коровина город предстает как удивительное, красочное зрелище, взволнованное и захватывающее зрителя.

Коровин пользуется широким мазком, сталкивая звонкие и глухие сочетания цвета, лишая предметы их контуров и приводя их к своеобразным декоративным знакам, но столь выразительным, что зритель различит и фигурки людей, и столики уличных кафе… Движение людского потока словно обрамлено домами, закрывающими композицию с трех сторон, что создает впечатление сцены, на которой разыгрывается некое действие. Это также отличает Коровина от французских импрессионистов, которые предпочитали открытый тип композиции, что усиливает эффект сиюминутности происходящего на полотне. В полотнах Коровина действие происходит здесь, сейчас и всегда.

Художник К.Ф. Юон считал творчество Коровина воплощением радости жизни и счастья живописца.