БИЛИБИН Иван Яковлевич. Биография

БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876-1942). Происходил из старинного древнего рода. В 1896-1900 закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета. Одновременно в Петербурге он занимался в "Рисовальной школе" при Обществе поощрения художеств, в мастерской А. Ашбэ в Мюнхене, в школе М. К. Тенишевой у И. Е. Репина. В 1900 году Билибин стал членом объединения "Мир искусства", продолжая учебу вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина в Академии художеств.

Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: "Царевна-лягушка" (1901), "Василиса Прекрасная" (1902), "Марья Моревна" (1903), к былине "Вольга" (1904) и к "Сказке о золотом петушке" (1910) А. С. Пушкина. Совершенство исполнения сказочной иллюстрации было обусловлено не только талантом художника, но и великолепным знанием материала: Билибин, прежде чем приступить к иллюстрациям, много ездил по России, преимущественно по Северу, с интересом изучая русское народное декоративное искусство. Особая стилистика включения древнерусского искусства в стиль модерн позволяла Билибину утверждать: "Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!"

Иллюстрации Билибина узнаваемы. Художнику присущ ни с кем не сопоставимый авторский стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Впоследствии художник применил этот стиль в журнальной и промышленной графике (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в политической карикатуре, которой занимался в годы первой русской революции. Его же он использовал и в своих театральных работах: в оперных спектаклях "Золотой петушок" (1909) и "Садко" (1914) Н. А. Римского-Корсакова, "Руслан и Людмила" М. И. Глинки (1913). Его театральные работы были не менее известны, чем его иллюстрации.

Осенью 1917 г., Билибин уехал из Петрограда в Крым, где владел участком земли, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он жил сначала в Каире, потом в Александрии, оформляя балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма. В 1925 г. он переехал в Париж, где оформил 10 спектаклей, в том числе оперу "Сказка о царе Салтане" (1929) и "Сказание о граде Китеже и деве Февронии" (1934) Н. А. Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А. П. Бородина, "Борис Годунов" М. П. Мусоргского (обе 1930).

В 1936 г. Билибин вернулся на родину. Он получил место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, в 1939 г. стал доктором искусствоведения. В эти годы он оформил спектакли "Сказка о царе Салтане" (1937) и "Полководец Суворов" (1939), выполнил иллюстрации к роману А. Н. Толстого "Петр I" (1937) и к "Песне про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова (1939). В первую же блокадную зиму в Ленинграде Билибин умер от голода.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева