Анализ «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» создана в начале XII в. Составителем ее первой редакции считается Нестор-летописец. По словам выдающегося исследователя литературы Древней Руси, «Повесть временных лет» – «цельная, литературно изложенная история Руси».

Древнейшая редакция «Повести временных лет» до нас не дошла. Сохранилась ее вторая редакция в составе Лаврентьевского летописного свода (1377 г.) и Ипатьевской летописи (первая четверть XV века).

Для средневековой историографии было характерно начинать изложение «с самого начала», с сотворения мира. «Повесть временных лет» не осталась в стороне от этой традиции. Нестор начинает повествование с разделения земли между сыновьями Ноя, перечисляя земли, доставшиеся каждому из них. Летописец искусно вводит славянские народы в контекст мировой истории. Поле этого он переходит к истории славян: рассказывает, как они расселялись по земле и как в зависимости от этого прозывались; повествует об основании Киева и Новгорода.

Вводная часть «Повести временных лет» не имеет дат. Первая дата в летописи – 6360 (852) г. С этого времени, утверждает летописец, «нача се прозывати Руска земля».

Но «Повесть временных лет» не только исторический памятник. Это и выдающийся памятник литературы. В летописном тексте различают два вида записей: запись по годам о происшедших событиях и сюжетные рассказы. Именно сюжетные рассказы ставят летописи в ряд других жанров древнерусской литературы. Эти рассказы восходят к устным историческим преданиям и легендам. Именно таковы рассказы о первых русских князьях: Олеге, Игоре, княгине Ольге, о Святославе, о времени Владимира. В этих рассказах проявился тот стиль летописного повествования, который Д. С. Лихачёв назвал эпическим. Герой такого повествования – человек богатырского подвига. Ему присущи какие-либо ярко выраженные качества: необыкновенные хитрость, ум, храбрость, сила. Рассказ о нем отличается занимательностью сюжета. Занимательность сюжета часто построена на том, что герой обманывает врага (по средневековому обычаю жестоко и коварно). А враг до последнего момента не подозревает о своей гибельной участи.

Живость, естественность рассказа достигается не только введением в него диалога персонажей, но и детальными описаниями, которые вызывают у читателей конкретный зрительный образ.

(По книге О. В. Творогова «Литература Древней Руси»)