Ф.А. МАЛЯВИН. Вихрь. 1905

Трудно предположить, глядя на картину "Вихрь", что ФА. Малявин в течение семи лет обучался иконописанию в русском монастыре на Афоне в Греции. Впоследствии ученик П.П. Чистякова и И.Е. Репина, Малявин, сам выходец из крестьянской среды, чаще всего обращался к крестьянской теме, а его любимый мотив - изображение деревенских баб.

В 1880-1890-е годы крестьянки и крестьяне Малявина были написаны в традициях передвижников и, прежде всего, под влиянием искусства Репина. Но в начале 1900-х годов вдруг манера художника резко изменилась. Его "бабы" превратились в безудержно темпераментный вихрь красок.

В картине "Вихрь" Малявин показывает пляшущих женщин, занимая фигурами все пространство холста. Из предварительного эскиза к картине видно, что к такому решению художник пришел не сразу. В первоначальном варианте он избрал точку зрения сверху, благодаря чему фигуры женщин были компактно сосредоточены в пространстве пейзажа. На первый план выходил мотив пляски. В окончательном варианте Малявин избирает точку зрения снизу, практически не оставляя пейзажа, что придает фигурам монументальность. На первый план выходит мотив деревенской бабы, которая умеет не только работать в поле, но и плясать до упаду.

В этом вихре пляски рязанских баб (картина написана в деревне Аксиньино Рязанской области) словно смешались все цвета лета, буквально залитые красным цветом, положенным широким, размашистым мазком.

Репин воспринял эту картину как аллегорическое выражение сложной поры революционного движения в России. Он писал: "Вот символ русской жизни 905 и 906 гг.! Вот она: бесформенная, оглушительная, звонкая, как колокола и трубы, оргия красок".