ЗАЛ 24

ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

ПОСЛЕПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ.

 

Важнейшим следствием петровской политики европеизации России стал культурный раскол общества. Основная масса населения – крестьяне, городские низы, купечество – продолжали жить в рамках традиционной русской средневековой культуры, в отличие от узкого слоя европеизированного дворянства. Со временем культурные различия в российском обществе лишь увеличивались. Однако, при этом традиционная и новая культуры были связаны между собой множеством нерасторжимых нитей, испытывая всё большее взаимовлияние в ходе начавшегося процесса складывания великорусской нации в конце XVIII в.

Богатая культура крестьянства и низов посадского населения включала и знания о природе, и религиозно-нравственные представления, и разнообразные проявления художественного творчества. Причем, особенностью этой культуры был её прикладной характер: она создавалась непрофессионалами. Фольклор, музыка, драматическое представление были неотъемлемой частью будней и праздников простого народа.

Несомненную роль в развитии народной традиционной культуры XVIII XIX вв. сыграло старообрядчество. В зале представлены отдельные памятники, созданные в крупнейшем и самом значительном – Выголексингском центре поморского беспоповского согласия, который возник в Олонецкой губернии в 1694 г.

Здесь развивались традиции древнерусской книжности и литературы, были созданы оригинальные житийные, полемические и исторические сочинения, а также разработаны свои характерные приемы оформления рукописной книги. Книги из Выговской мастерской распространялись в Поморье, Прикамье, на Урале и в Сибири. Здесь была создана школа, где дети крестьян овладевали грамотой.

В мастерских Выговской пустыни изготовлялись литые и резные деревянные иконы, складни и кресты, лубки и книжные миниатюры, картины маслом, предметы церковного и домашнего обихода, в том числе, - расписная мебель. Творчески переработав достижения древнерусского и современного искусства, выговцы создали собственную художественную школу, отличающуюся стилистическим единством созданных там книжных миниатюр, настенных листов, икон.

Культура Выга оказала влияние не только на старообрядческую, но и на всю русскую культуру XVIII XIX вв.