Религиозно- культурное влияние Византии

988 год – Крещение Руси князем Владимиром.

Принятие православного христианства сыграло большую роль в развитии русской  культуры.

Христианство стало той духовной и нравственной силой, которая объединила различные племена и народы, жившие на территории Восточной Европы.

С принятием христианства началось интенсивное приобщение восточнославянского мира к христианским ценностям и традициям. Получает развитие  церковное искусство. Вместе с христианством пришло и христианское просвещение, письменная культура, школа. Русь начинает воспринимать огромные пласты Греко-византийской культуры, сначала заимствуя и копируя их, затем переосмысливая и создавая новое, самобытное древнерусское искусство.

Первоначально русская православная церковь зависела от Константинополя – во главе е стоял митрополит, назначаемый Константинопольским патриархом. В XV веке русская церковь стала автокефальной, т.е. независимой от Константинополя, а в 1589 году было учреждено патриаршество.

Появление письменности благодаря христианским миссионерам. Во второй половине IX века Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит, который был переработан в кириллицу. С распространением письменности связано развитие литературы. Из Византии приходят религиозные и богословские произведения, переводятся произведения раннего христианства.

Развития каменного строительства, церковной архитектуры также связано с  христианизацией Руси и византийскими влияниями. Древнейшим каменным храмом считается десятинная церковь в Киеве, построенная из плинфы в 996 г. Основной тип сооружения – крестово-купольный храм. Канон, пришедший на Русь из Византии, используется в архитектуре, живописи, скульптуре.

В Оружейной палате хранится ценная коллекция предметов византийского искусства с V по XV столетие. Вещи, экспонируемые в музее, были завезены на Русь купцами и дипломатами. Это предметы из золота и серебра, перегородчатой эмали, резьбы по камню, тканей, шитья. Именно из Византии пришло к нам тончайшее искусство перегородчатой эмали. Византийская эмаль отличалась высоким качеством, тонкостью исполнения, гармоничным сочетанием цветов. Ею украшали одежды, блюда, церковные предметы. Эта техника оказала огромное влияние на эмальерное дело Руси.

Первые иконы привозились на Русь из Византии ( «Богоматерь Владимирская») или писались под руководством византийских мастеров.

С принятием христианства на Руси глубоко укореняется почитание христианских реликвий. Это было очень актуально в эпоху утверждения христианской веры, когда в литургическом искусстве отстаивается последовательная связь новой христианской церкви с апостольской традицией, с церковью Иерусалимской, со священным градом Константинополем, его императором и патриархом.

Русские князья – ктиторы стремились наполнить возводимые храмы святостью, помещая серебряные мощевики в основание престолов и для поклонения.

С XIV века в письменных источниках появляются сведения и о появлении новозаветных реликвиях в Москве. Они попадают сюда как дары византийских императоров и патриархов. Реликвии перемещаются в Москву в связи с  отделением Киевской митрополии от Московской. В начале XIV века место пребывания митрополита «Киевского и всея Руси» переносится в Москву и сюда перемещается часть древней святости митрополичьих кафедральных соборов Софии Киевской и Успенского собора во Владимире. Это очень важно для возвышения Москвы.

С браком ИванаIII и Зои Палеолог( племянница последнего византийского императора) связан привоз реликвий византийского императорского дома и укрепления идеи константинопольского наследства. В самосознании Московской Руси утверждается мысль, что русский государь является царем всех православных христиан. В казне великого князя, его палатах и домовом храме – Благовещенском соборе- находилось множество святынь государственного значения.

 В XVI веке Москва утверждается как сакральная столица государства. Становится символом религиозного центра страны. Сюда переносятся многие русские святыни. Важным этапом в обосновании вселенской роли русской церкви является учреждение патриаршества. Москва провозглашается «Новым Римом», что соответствует ее действительному положению единственного православного царства. «Московское царство»,  московские цари выполняют ту же сакральную роль – хранителей православной веры, что раньше выполняли Византия, Константинополь и византийские василевсы.