В.Л. Боровиковский. Портрет графини А.И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. 1803

В «Портрете графини А.И. Безбородко с дочерьми» выражена нравственно-назидательная идея прочности кровного родства и семейных привязанностей. Мать и две нежно прильнувшие к ней дочери образуют монолитную группу. Младшая, Клеопатра, держит в руке миниатюрный портрет юноши, который на жемчужной нити носит на груди графиня Анна Ивановна. Это портрет умершего сына и брата, как бы незримо присутствующего в родной семье. Именно воспоминания о нем объединили трех женщин и создали атмосферу светлой элегической грусти.

Портрет свидетельствует о том, что Боровиковский очень чутко реагировал на смену стилей. К началу XIX века в русской живописи возобладал классицизм, с его четким рисунком, пластической лепкой форм и локальным цветом. Эти качества и проявились в данной работе. Легкие же ампирные платья героинь, локоны причесок сестер, модный чепец «барбета», украшающий голову матери, и, главное, грозовой пейзаж фона – уже предвосхищают эпоху раннего романтизма.