Урок 42. Алфавитная цепочка

План урока

Работа с бумажным учебником (15–20  мин)
1. Знакомство с листом определений «Русская алфавитная цепочка».
2. Решение задач 55, 56, 58, 60.
Решение необязательных задач бумажного учебника.
3. Решение задач 57, 59, 61, 62.

Работа с клавиатурным тренажером (10–15 мин)
4. Выполнение занятия 10 на клавиатурном тренажере.

Знакомство с листом определений «Алфавитная цепочка»

Алфавит

Говоря об алфавите, мы обычно имеем в виду две вещи: алфавит как множество (мешок) символов и алфавит как упорядоченная последовательность (цепочка) символов. Необходимость алфавита как множества букв ясна – эти символы используются для коммуникации, для записи человеческой речи. (Помимо алфавита, для этого используются еще и другие символы – знаки препинания.)

Как вы думаете, зачем нужно располагать символы алфавита в цепочку?

Вы правы, это нужно, чтобы было проще искать слово среди других. Представьте себе, что для поиска правильного написания или перевода слова требовалось бы отыскать это слово в мешке, где лежит еще несколько тысяч слов. Как это сделать? На помощь приходит алфавитный порядок. Попробуйте посчитать, сколько страниц вам приходится открыть и сколько слов просмотреть при поиске нужного слова в словаре. Это упражнение вы еще будете проделывать с детьми. Как быстро вы отыскиваете фамилию учащегося в журнале, сколько фамилий вам приходится просмотреть? Обратите внимание на следующие обстоятельства:
•умение искать слова в цепочках, упорядоченных по алфавиту, является важным жизненным умением – элементом информационной культуры и технологии;
•деятельность по поиску слова в словаре есть частный случай среди многих видов поиска;
•детям в школе обычно приходится сначала выучить алфавитный порядок даже без объяснения, зачем это нужно; лишь потом, позднее, они начинают использовать свое умение.
Кстати, проверьте, все ли дети делают правильное ударение в слове алфавит – на последнем слоге.

Русская алфавитная цепочка

На знакомство с этим листом определений стоит отводить около 5 минут. Материал данного листа определений будет для детей знакомым, ведь к настоящему моменту дети хорошо знают русские буквы и ориентируются в алфавите. Может показаться, что мы просто дублируем материал русского языка. Это, конечно, не так, поскольку у нас при этом несколько другие цели. Первая – явное и ясное введение всех правил игры.  Так, двусмысленное языковое понятие «русский алфавит» мы четко разделяем на два разных понятия – русские буквы и русская алфавитная цепочка. На соответствующем листе определений мы договорились, что мы будем иметь в виду, говоря «русские буквы» – это просто набор (множество, мешок) всех букв русского алфавита. На данном листе определений мы договариваемся, что если мы хотим говорить о русских буквах, упорядоченных по алфавиту, то будем говорить «русская алфавитная цепочка».
Вторая цель данного листа определений – показать практические приложения основного понятия курса «цепочка». Конечно, в жизни ребенка встречается много важных цепочек – натуральные числа, дни недели, месяцы, расписание и т.д., этот список можно еще долго продолжать. Чем больше таких примеров ребенок осознает и воспримет, тем лучше он усвоит понятие «цепочка» с одной стороны и тем более успешно он будет работать с цепочками в реальной жизни с другой стороны. Алфавитная цепочка для первоклассника – одна из самых важных цепочек. И здесь мы подходим к третьей цели данного листа определений – поддержать курсы русского языка и чтения. Впоследствии мы будем давать много задач на алфавитный порядок, в процессе решения которых ребятам придется обращаться к алфавиту или восстанавливать его по памяти. Это позволит повысить качество изучения русского алфавита.

Решение обязательных бумажных задач

Задача 55. На первый взгляд может показаться, что эта задача не имеет прямого отношения к только что рассмотренному листу определений. На самом деле мы предлагаем ее сразу после листа определений умышленно. Рассматривая лист определений, дети, скорее всего, сопоставили алфавитную цепочку с алфавитом. На примере этой задачи дети могут понять, что алфавитная цепочка – одна из многих цепочек букв, хотя и очень-очень важная. Конечно, русская алфавитная цепочка обладает своими особыми свойствами, отличающими ее от остальных. Во-первых, в ней есть все буквы русского алфавита. Во-вторых, буквы в ней стоят в алфавитном порядке. В-третьих, в ней все буквы встречаются по одному разу, то есть, в ней нет двух одинаковых букв. Если выполняются одновременно три эти свойства, то мы имеем дело с русской алфавитной цепочкой. Однако по одному эти свойства встречаются во многих цепочках русских букв, в том числе в той цепочке, которую требуется построить в этой задаче. В частности, в качестве решения этой задачи подойдет русская алфавитная цепочка, ведь в ней тоже нет двух одинаковых букв. Однако есть и множество других подходящих решений, ведь в нашей цепочке не должны быть все русские буквы, да и стоять они могут в любом порядке. Например, подойдет цепочка ЯА или МАРС или АБВГДЕЁ.

Задача 56. Здесь ребятам требуется самим построить русскую алфавитную цепочку. Как дети будут решать эту задачу, конечно, зависит от степени знания русского алфавита. Мы предлагаем такой способ (по крайней мере, для сильных и средних учеников) – закрыть страницу 26 листом белой бумаги или просто рукой и попытаться сначала восстановит алфавит по памяти. Слабым детям можно разрешить подглядывать на страницу 26, но не списывать с нее все буквы до одной. После того как алфавитная цепочка будет готова, нужно сравнить ее с алфавитной цепочкой с листа определений, двигаясь вдоль цепочек и сопоставляя буквы на соответствующих местах. Обратите внимание детей на то, что проверку в этой задаче необходимо сделать обязательно, даже если ребенок уверен, что написал цепочку верно.

Задача 58..В этой задаче встречается еще одно новое понятие – алфавитная линейка. Как видите, оно чисто техническое, удобное для решения задач. По сути алфавитная линейка – это та же алфавитная цепочка. Но в подобных задачах нам неудобно следовать нашим правилам оформления цепочек. Чтобы при этом не размывать правила игры, мы называем такой объект иначе, в данном случае линейкой, потому что она действительно напоминает линейку, разделенную на две части. Поскольку дети уже работали в нашем курсе с линейкой (числовой), то думаем, проблем с этим понятием не возникнет (поэтому мы и вводим его в задачах). Как видите, в данном наборе не все буквы алфавита, иначе в решении будет слишком много линий, но каждая буква встречается в наборе ровно 1 раз. Попросите детей пользоваться цветными карандашами или фломастерами – так будет легче проверять им самим и вам.

Задача 60. Здесь мы умышленно говорим не об алфавитной цепочке, а об алфавите. На самом деле мы теперь будем рассматривать алфавит именно как алфавитную цепочку, в противном случае мы будем говорить «все русские буквы». Таким образом, мы замыкаем круг. Изучая новый лист определений, дети частично сопоставили новое понятие «алфавитная цепочка» с известным – «алфавит». Теперь, когда дети поработали с алфавитной цепочкой и идея ее упорядоченности полностью усвоилась, понятия алфавит и алфавитная цепочка будут употребляться как синонимы. Как и многие задачи нашего курса, данная задача является практической (прикладной) информационной задачей, поскольку, строго говоря, частично выходит за рамки лексики, введенной на листе определений. Однако, для нас она важна в той же степени, что и для курса русского языка. Поэтому задачи о порядке букв в алфавитной цепочке (или алфавите) будут встречаться и в дальнейшем довольно часто.

Решение необязательных задач бумажного учебника

Задача 57. Непростая задача, предназначенная для сильных учащихся и для тех, которые любят порассуждать. При решении данной задачи можно пойти разными путями. Первый – проверить для каждой мышки все три утверждения и остановиться, как только все они станут ложными. Второй – брать поочередно утверждения, проверять их для всех мышек и по ходу отбрасывать мышек, для которых утверждения истинны. Третий – сформулировать истинные утверждения, которые имеют то же содержание, что и данные ложные (построить отрицание). В данном случае получим утверждения:

На этой мышке не красная юбка.

У этой мышки не красный бантик.

Юбка и майка на этой мышке разных цветов.

Задача 59. Как мы не раз говорили, данные задачи содержат в условии отрицание, поэтому детям даются не сразу. Но мы предлагали подобные задачи неоднократно, в разных вариантах. Поэтому постепенно советуем вам предлагать подобные задачи всем детям, за исключением самых слабых. Если ребенок нарушит условие задачи, ему всегда можно указать на ошибку, но исправить ошибку он должен постараться сам.

Задача 61. Анализ этой задачи с точки зрения логики, то есть построение отрицания данного утверждения – дело не простое. Получаем, что ложность данного утверждения означает то же, что истинность утверждения «Не все буквы в этой цепочке одинаковы». Но когда мы предлагаем такую задачу детям, необходимо понимать, что они не будут анализировать утверждение с точки зрения логики. Скорее всего, они начнут решать задачу методом проб и ошибок. Даже если они поймут утверждение формально неверно, как то, что все буквы должны быть разными, это все равно не приведет к ошибке в ответе. Поэтому здесь достаточно указывать детям на ошибки, пусть исправляют их сами. Если ребенок совсем не знает, с чего начать, попросите его для начала построить любую цепочку букв и проверить для нее условие. В этой задаче вполне вероятно, что это сразу приведет ребенка к решению.

Задача 62.Задача на повторение листа определений «Одинаковые цепочки. Разные цепочки». Задача эта детям знакома. Однако здесь много «пар-ловушек» - цепочек, которые очень похожи, но не одинаковы. Например, цепочки отличаются только направлением или две бусины поменялись местами. В этой задаче вполне вероятно, что многие дети допустят ошибки. В таких случаях нужно попросить внимательно проверить решение, сопоставляя бусины на соответствующих местах, найти ошибку, а затем отыскать верное решение.

Выполнение упражнений занятия 10 на клавиатурном тренажере

Это занятие на клавиатурном тренажере посвящено буквам Й, З и Я. Проследите, чтобы дети все время возвращали руки к исходной позиции.