Урок 65–68. Проект «Наша сказка»

Практическая цель проекта – создать набор иллюстраций для инсценирования сказки.
Методическая цель – научиться выполнять многостраничную презентацию в программе Power Point, научиться комбинировать работу в графическом редакторе с работой в программе Power Point, научиться планировать и проводить групповое выступление с опорой на слайды презентации.

План проведения проекта

Первый урок

  1. Общее обсуждение.
  2. Просмотри набора форм.
  3. Групповое обсуждение: выбор сказки, разработка плана презентации.

Второй урок

  1. Групповое обсуждение разделения работы по созданию графики.
  2. Рисование элементов фона.
  3. Коррекция и рисование героев сказки.

Третий урок

  1. Индивидуальное создание слайдов.
  2. Сборка слайдов в общую презентацию.
  3. Групповой просмотр презентации, распределение ролей.

Четвертый урок

  1. Показ и обсуждение сказок.

Урок 1. Общее обсуждение

Как обычно, в начале проекта нужно обсудить с ребятами практическую цель проекта. Сразу после этого следует разделить ребят на группы, лучше всего на 3 группы по 4-5 человек. Затем хорошо бы сориентировать детей по объему работы и выбору сказки. Объем должен быть реально выполнимым, поэтому сразу стоит оговорить, что число слайдов в презентации не должно быть больше 10 – по 2-3 слайда на каждого члена группы. В свою очередь число слайдов в целом должно соответствовать числу основных картин (сцен, ключевых моментов) в сказке, поэтому не стоит выбирать сказки со сложным сюжетом, где таких моментов гораздо больше. Так для этого проекта хорошо подойдут русские народные сказки и простым сюжетом, легко разбивающиеся на отдельные сцены. С другой стороны выбор сказки должен быть обусловлен набором готовых форм, к просмотру которого дети и приступают на следующем этапе.

Просмотр набора форм

Просмотр готовых форм не обязательно должен проходить в индивидуальном порядке. Лучше если просмотр будет сопровождаться обсуждением, поэтому вся группа может собрать вокруг одной машины или вокруг двух машин по 2-3 человека. Набор форм, как обычно, дети смогут найти на сайте, в электронных материалах к данному проекту. Для этого нужно открыть ссылку «Галерея сказочных героев». После этого появятся небольшие эскизы картинок, которые позволят группе сориентироваться, каких героев можно использовать в своей сказке. Как обычно к тем героям, которые уже есть на сайте, вы можете добавить свои картинки, загрузив их на сайт.

Групповое обсуждение: выбор сказки, разработка плана презентации

Теперь группа должна выбрать себе сказку исходя из набора готовых форм. При этом ребята должна помнить, что лучше использовать героев, которые уже нарисованы. Это будет быстрее и работа получится гораздо художественней. Конечно, некоторых героев дети могут нарисовать и сами, например, колобка или снеговика. Однако, сложные изображения людей и животных у ребят вряд ли красиво получатся, за исключением лишь тех детей, которые профессионально рисуют. Поэтому если вы видите, что дети выбрали какую-то сказку, для которой придется рисовать сложных героев, а рисуют дети плохо, то нужно вместе обсудить возможности выбора другой сказки. Даже если дети в группе рисуют хорошо, не следует выбирать сказки для которой придется рисовать больше двух героев. Дело в том, что ребенок, который будет рисовать этого героя будет занят этим практически целый урок и выпадет из групповой работы. Если таких детей окажется больше двух, то группа может просто не успеть сделать свое задание.

В процессе выбора сказки у детей может возникнуть идея, сочинить сказку самим. Это не плохо, но может потребовать существенно больше времени и вашей помощи – вполне возможно что детям будет сложно это сделать самим. Поэтому мы все-таки рекомендуем взять или переделать какую-то готовую сказку. С другой стороны этот проект можно совместить с уроками русского языка и родной речи, где дети будут такую сказку сочинять все вместе с вашей помощью.

После того как сказка выбрана, группа разрабатывает план презентации. Для этого придется выполнить следующие шаги:
А.) выделить основные сцены (эпизоды, ключевые моменты) сказки (их должно быть не больше 10!);
Б.) распределить сцены по 2–3 на каждого члена группы;
В.) описать каждую сцену.

В описании каждой сцены должны присутствовать: список героев в данной сцене, описание места действия, поза каждого из героев и их основные реплики. Описание места действия должно включать описание фона, в том числе всех его сложных элементов, которые требуют значительное количество времени и детальной проработки. К следующему уроку каждый ребенок должен разработать эскизы всех своих слайдов. Как обычно в эскизах не нужно требовать от ребят детальной проработки и высокой художественности. Достаточно, если дети просто изобразят все простые элементы эскиза, а все сложные элементы подпишут, заняв под них место на листе (например, овалом).

Если группа все-таки решила писать сказку сама, то разработка презентации на этом уроке совпадет с разработкой сюжета и плана. Поэтому сюжет и основные сцены дети будут разрабатывать вместе, а на дом каждый ученик получает задание – написать реплики героев и авторский текст, относящийся к своим сценам.
Если вы считаете выбор сказки и разработку плана чрезмерно сложном для ваших детей процессом, вполне достаточно будет посоветовать ребятам взять книжку с одной из русских народных сказок, предназначенную для дошкольников или младших школьников. Такие книжки обычно соответствуют всем означенным выше требованиям – в них немного листов (около 10 разворотов), мало текста, много картинок и сюжет уже разбит на сцены (каждый разворот соответствует одной сцене).

Урок 2. Групповое обсуждение разделения работы по созданию графики

На втором уроке проекта дети работают индивидуально. Но вначале им нужно совместно обсудить, как сэкономить время при создании графических элементов сложной структуры. При этом существенную помощь окажет сопоставление эскизов всех членов группы. Так, наверняка, в каждой сказке найдется несколько повторяющихся элементов, которые будут на нескольких (или даже на всех) слайдах. Это могут быть либо герои, которые члены группы решили рисовать сами, либо элементы фона. К числу повторяющихся элементов фона могут относиться: избушка (дом), дерево, поляна с цветами, ягодами, грибами, мебель и т.д. После составления списка всех повторяющихся элементов сложной структуры, эти элементы делятся между членами группы поровну (с учетом степени их сложности) и дети переходят к индивидуальной работе.

Рисование элементов фона

Эта часть работы выполняется в любом, удобном для вас и детей графическом редакторе. Лучше использовать тот же редактор, с которым вы уже работали в других проектах, связанных с рисованием. Тогда не придется тратить дополнительное время на знакомство с новой программой. Итак, дети открывают графический редактор, создают документ и подбирают ему название соответствующее содержанию. Каждый элемент фона лучше рисовать в отдельном файле. Если предполагается тщательная прорисовка деталей, то лучше рисовать элементы несколько крупнее, чем они будут на слайде, а впоследствии их можно будет уменьшить. Если вы опасаетесь, что ребята забыли основные инструменты графического редактора, в начале работы лучше их кратко повторить. После этого каждый ребенок занимается своей частью работы, а вы как обычно консультируете ребят в индивидуальном порядке.

Коррекция и рисование героев сказки

Как мы уже говорили, дети вполне могут нарисовать героев, которые представляют собой простые изображения. Что касается сложных изображений, этот вопрос нужно решать индивидуально с каждым ребенком, принимая в расчет его технические навыки и художественные способности. Если кто-то из ребят рисует сложное изображение с нуля, группа должна это принять во внимание при распределении объемов работы и времени, ведь такого изображения достаточно, чтобы занять ребенка на весь урок.

Часто бывает так, что нужный группе герой оказывается наборе готовых изображений, но он устраивает ребенка не совсем, то есть, необходима некоторая коррекция готового изображения. Это может быть уменьшение/увеличение, отражение, поворот, смена цвета некоторых областей или даже поточечное редактирование отдельных элементов изображения. В этом случае, как обычно, ребенку нужно скачать изображение с сайта на свою машину, открыть его (в соответствующей программе) и затем редактировать. Основные команды редактирования с ребятами можно также повторить.

Урок 3. Индивидуальное создание слайдов

В результате этого этапа у каждого из детей должны появиться его слайды в окончательном виде. Этот этап включает в себя несколько шагов: обмен сложными изображениями, сборка элементов и создание графического содержания слайда в общем файле, создание подписей.

Обмен сложными элементами изображений вы можете организовать как вам удобно – можно по сети или через съемные носители. После того как каждый член группы получил от других членов группы все необходимые для его слайда изображения, каждый ребенок начинает собирать картинку слайда (иллюстрацию к своей сцене) в отдельном файле. Скорее всего, по ходу этой работы дети будут дорисовывать простые элементы фона: солнце (луну), небо, траву и т.д. То, что каждый ребенок будет делать это по-своему, будет обеспечивать работе в целом необходимое разнообразие. В начале, конечно, дети рисуют фон, затем помещают на него все элементы окружающей обстановки героев, в конце – помещают на картинку героев. Напомните детям о необходимости сохранять работу после каждого этапа.

После того как иллюстрация к сцене готова, нужно сделать надписи. Конечно, на каждом слайде стоит подписать название сказки. Однако, это можно сделать и потом, когда все слайды будут собраны в общую презентацию. На этапе индивидуальной работы стоит подписать ключевые реплики героев, которые составляют смысл данной сцены. Не стоит писать много текста – достаточно по одному–два предложения от каждого героя. Чтобы надписи не сливались с картинкой, лучше сделать их на белом фоне, в прямоугольнике или овале. Чтобы сделать надпись в овале нужно сначала нарисовать белый овал, а затем сверху поместить на него надпись на прозрачном фоне. Как и в других групповых проектах, если кто-то из ребят заканчивает свои слайды раньше, он начинает помогать отстающим членам своей группы.

Сборка слайдов в общую презентацию

После того как все члены группы закончили работу над своими слайдами (сценами), начинается общегрупповая сборка всех слайдов в одну презентацию. Для этого сначала нужно перебросить все слайды на машину одного из членов группы. Это как обычно можно сделать по сети или через съемные носители. Лучше если все эти файлы будут сложены в одном месте, например в одной папке на рабочем столе. Затем группа (под руководством наиболее сильного учащегося) начинает сборку. Для этого можно открыть файл с первыми слайдами. Теперь в меню «Вставка» следует выбрать команду «Слайды из файлов». После этого появится диалоговое окно «Поиск слайдов», в котором нужно будет указать файл, из которого будет производиться вставка. Это можно сделать, указав его имя в пустой строке или нажав кнопку «Обзор». После этого появится новое окно, в котором нужно будет выбрать нужную папку, а затем файл. После того как нужный файл указан (любым способом) в диалоговом окне «Поиск слайдов» появятся небольшие эскизы слайдов (под надписью «Выберите слайд») среди которых нужно будет выбрать те, которые необходимо вставить в файл. В данном случае вставить придется все слайды, поэтому можно воспользоваться кнопкой «Вставить все». Также можно выделить нужные слайды при помощи клавиши «Ctrl». Так дети делают до тех пор, пока слайды из всех файлов членов группы не окажутся в общей презентации.

Может оказаться так, что в процессе вставки слайдов, они перепутались, появились лишние слайды и т.д. В таких случаях для работы со слайдами презентации удобно использовать команду «Сортировщик слайдов» в меню «Вид». После вызова этой команды презентация представляется в виде последовательности эскизов страниц. В таком виде можно легко удалить или поменять местами слайды, используя мышь и команды меню «Правка». Когда все слайды встали на свои места, можно сделать общие подписи, относящиеся ко всем слайдам, например, подписать на каждом слайде название сказки.

Групповой просмотр презентации, распределение ролей

Итак, презентация готова. Теперь группа просматривает свою презентацию и распределяет роли. Скорее всего, один из ребят будет автором. Также в любой сказке всегда есть 1–2 основных героя, которые участвуют почти во всех сценах. Что касается остальных (второстепенных) героев, то их можно распределить по 1–2 на учащегося, но так, чтобы в одной сцене ученику не приходилось разговаривать с собой. Обычно в одной сцене редко играют больше четырех героев, поэтому это вполне реально.

После того как роли распределены, группе нужно написать текст для каждого слайда, то есть для каждой сцены сказки. Если ребята взяли за основу текст одной из сказок, необходимо объяснить им, что не нужно читать всю сказки целиком, как она есть. Текст к каждому слайду не должен быть большим – около 5–9 предложений. Время демонстрации каждого слайда должно быть около 1 минуты. Общее время презентации каждой группы должно составлять около 10 (не больше 15!) минут. Вот в эти рамки должна вписаться каждая группа.

В качестве домашнего задания группам предлагается отрепетировать текст своей сказки. Поскольку все действующие герои уже нарисованы на слайдах, ребят читающих текст во время показа нет смысла ставить у доски (это будет отвлекать от просмотра презентации). Лучше если они будут стоять за ширмой или просто сидеть за первыми партами спиной к классу. Конечно, самый лучший вариант – записать тексты к слайдам заранее в отдельный звуковой файл и проигрывать его параллельно с просмотром презентации. Если у ребят есть техническая возможность для организации такой работы, предложите им это сделать в качестве домашнего задания.

Урок 4. Показ и обсуждение сказок

На последнем уроке проекта группы представляют свои сказки и показывают свои презентации. Конечно, лучше всего делать это на большом экране с учительского компьютера. Если детям удалось записать «озвучку» слайдов в некоторый звуковой файл, то работу могут представлять двое учеников. Один будет менять слайды презентации, другой – синхронно включать «озвучку» соответствующую слайдам. Если дети будут исполнять свои роли по ходу показа презентации, то им может понадобиться помощь. В группе может не отыскаться ученика, который способен одновременно менять слайды презентации и произносить свои слова. В этом случае презентацией может заниматься учитель или член другой группы.

Как мы говорили, выступление каждой группы не должно занимать больше 10 минут, чтобы осталось время на обсуждение работ. При обсуждении лучше отдельно обсуждать качество презентации и качество выступления (качество выступления можно не оценивать в баллах). При оценке качества презентации мы предлагаем обратить внимание на следующие моменты: насколько оптимально выделены слайды презентации, соответствуют ли они сюжетной линии; насколько полно использованы возможности графического редактора и набор готовых форм для создания графического наполнения слайдов; удачно ли выбраны и использованы подписи.