Тема урока «Смиренная мудрость, или Какая цель оправдывает средства?»

 

В центре урока – историческое событие: подавление Иваном Калитой в 1327 году восстания тверичей, поднятого против их притеснения и унижения монголами и уничтожения ордынского отряда, присланного для сбора дани. И тогда московский князь во главе пятитысячного отряда ордынцев «учинил тверской погром».

Перед учащимися ставится учебная задача: дать оценку поступку, совершенному Иваном Калитой. Но это как бы видимая часть «айсберга». Цель урока гораздо глубже, обширнее. На примере этого исторического факта школьники должны осмыслить сложность оценки события, явления, действий исторических личностей, тем более что произошли они много лет назад.

Учитель выбрал исторический факт, над оценкой которого «бились» и его современники, и более поздние поколения исследователей, который не имеет однозначной характеристики.

Педагог задается целью показать причины, мотивы, нравственные составляющие поступка московского князя, помочь ученикам избежать упрощения, поспешности в своих оценках.

1. Вводная часть: преамбула урока. (0 – 8.15)

Еще нет названия темы, не сформулирована цель урока. Учитель делает «экскурс» в математику, показывая, как замена знака «+» на «-» дает совершенно другой результат. Затем он приводит краткую стихотворную характеристику (Наум Коржавин), в которой Иван Калита «сердцем подл, но его деятельность прогрессивна».

Ученикам предлагается, опираясь на это высказывание, оценить поступок московского князя. Без преувеличения можно отметить: сколько ответов, столько оценок и мнений. Учитель сознательно лишил школьников критериев, позиций, с которых возможна оценка. Но выяснить это, научиться можно.

2. Исторические оценки тверского погрома 1327 года. (8.15 – 16.11)

Школьники заслушивают характеристики, размышления об этом факте, содержащиеся в исторической летописи, в высказываниях современника Ивана I, в цитатах политического деятеля XX века, в научных книгах нашего времени. Фрагменты исторических источников подобраны таким образом, чтобы налицо были положительные, отрицательные и двойственные оценки. Учитель предлагает ученикам занять ту или иную позицию, при этом аргументировать свой выбор. Эта работа позволяет познакомить учащихся с проблемой оценки, с позициями, логикой, аргументами тех людей, которые производят оценку.

3. Самая «драматическая» часть урока. (16.11 – 23.28)

Ученики заслушивают фрагмент летописи, смысл которого «кто берег свою Отчизну и русскую землю, тот должен идти с татарами и против родного отца».

Столкновение чувства патриотизма и сыновнего долга приводит в замешательство школьников. Обобщение самых различных точек зрения, которые высказывают ученики, позволяет педагогу сделать еще один вывод: быстро, легко, однозначно нельзя оценить историческую личность -- это неизбежно приведет или к ее «заклеймению», или к возвышению, что исторически неверно.

4. Обучение оценке исторического факта. (23.30 – 30.43)

Учитель предлагает новую цитату-характеристику из научной книги современного ученого, в которой перечисляются, с одной стороны, все то положительное, что последовало за тверским погромом (упрочение Ивана Калиты, могущество Московского княжества и т.д.), а с другой стороны, жестокие и коварные действия, которыми все это сопровождалось.

Учитель вводит и объясняет теоретические понятия: цель (благая!), средства (жестокие!), причина, следствие. Ученики рассуждают, определяют приоритеты, что важнее: цель или средства? Можно ли оправдать благой целью боль, беды и слезы людей?

5. Научные критерии оценки исторических событий. (30.43 – до конца урока)

С помощью учителя ученики осознают, что характеристики оценки могут производиться:

а) современниками события;

б) будущими поколениями;

в) учеными-профессионалами.

При этом налицо совершенно различные критерии, а еще более широко – ценности, с позиций которых даются оценки, например, людьми XIV и XXI веков.

В заключение урока учитель делает вывод, что появляются новые, ранее неизвестные факты, подробности. Ставить все точки над «i» рано. Да и невозможно прийти к единому, безоговорочному результату в оценке событий прошлого. Прав знаменитый историк: «В истории важнее поставить хороший вопрос, чем получить конкретный ответ».

* * *

На данном уроке шел успешный процесс перехода исторических знаний во взгляды и убеждения. Формирование у школьников умения давать оценки историческим фактам, раскрытие перед ними позиций, с которых характеризуются события, выражение своего личностного отношения к рассматриваемому материалу, широкое использование первоисточников – вот самые сильные стороны видеоурока. Эмоциональные и интеллектуальные сопереживания, возникающие при анализе и оценке исторического факта, имеют большое значение для воспитания у учеников эмоций, чувств и развития мышления, воли.