В.В. ВЕРЕЩАГИН. Апофеоз войны. 1871

В 1867-1870-х годах В.В. Верещагин дважды побывал в Средней Азии, принял участие в военных действиях в Туркестане. В результате конкретных впечатлений и размышлений о войне, об особенностях жизни и обычаев народов Средней Азии, возникла широко известная Туркестанская серия.

В письме к критику В.В. Стасову Верещагин писал, что он "…сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны", которые ему были известны не как стороннему наблюдателю, а как непосредственному участнику. Все картины серии художник мыслил как отдельные главы эпической поэмы, раскрывающей ужасы войны.

Картина "Апофеоз войны" явилась ключевой главой этой поэмы. В ней художник отходит от присущей ему документальности в изображении событий и создает обобщенный, символический образ, раскрывающий глубинный смысл понятия "война". Груда черепов - вот результат битвы человеческих амбиций.

Верещагин находит убедительное художественное решение. Лаконичная и лишенная возможности развития сюжета композиция воспринимается с первого взгляда. Ее символика также ясна сразу, но картина не отпускает после беглого просмотра. Хотим мы того, или нет, она останавливает и заставляет задуматься. Художник придает груде черепов форму пирамиды, акцентировав ее нечеткие грани расположением птицы в левой части, птицы, сидящей спиной в центре, и тенью в правой части. Форму пирамиды имели гробницы фараонов в Древнем Египте, что символизировало сверхчеловеческое величие правителя. Эта форма использовалась и в другие времена при возведении мавзолеев, памятников воинам и построек, связанных с космологическими культами. Пирамида - наиболее устойчивая форма и как способ организации композиции.

Молчаливый, выжженный солнцем пейзаж с высохшими деревьями словно и способен вместить в себя только эту страшную груду человеческих останков и воронье, слетевшееся на свой пир. Трудно предположить, что в городе, вид на который открывается у самой линии горизонта, есть жизнь.

Верещагин считал, что эта картина столько же историческая, сколько и сатирическая. "…Сатира злая и нелицеприятная (хоть бы и на самого себя как воина)" - писал художник В.В. Стасову.