Святой Николай Чудотворец. Первая половина XIII в.

Поясное изображение благословляющего святого Николая с закрытым Евангелием на левой руке является традиционным и принадлежит одному из самых распространенных в восточно-христианском искусстве. Такой иконографический тип сложился не позднее X – начала XI века и оставался неизменным до конца средневековья.

Напоминая монументальную простоту и ясность новгородских церквей, образ Николы уподоблен Храму Божиему. Вокруг него, как вокруг Тела Христова, собираются святые и праведники, члены Церкви Земной и Небесной, изображенные в медальонах и на полях иконы. Взгляды представленных на верхнем поле склоненных архангелов устремлены не к центру поля, а к святому Николаю, который воспринимается жертвенником. Так понимается он и в литургической поэзии, где святой часто называется «архангелом сопрестольниче». Имя Николы могло соединяться с идеей церковного престола, поскольку его мощи лежали под главным алтарем собора в Бари, и на них совершалась Евхаристия. Символика образов подчеркивается расположением медальонов с портретами святых. Вместе с фигурами ангелов они образуют арку-сень над его головой. При этом композиционное решение иконы напоминает систему фрескового декора алтарной части храма. Характер заключенных в круг изображений также соответствует монументальным росписям. Особое место в символическом замысле иконы отведено медальонам с образами святых – патронов семьи заказчика. Они напоминают традицию погребальных портретов. В этом контексте следует учесть то особое место, которое занимал образ Николы в религиозном сознании. Связь образа Николы с идеями воскресения человека, обретения Царства Небесного могла определить своеобразие иконографического замысла этой иконы.

Дошедшее до нас предание представляет Николу старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией. В новгородской иконе нет мягкого ангельского лика, но торжественность и сила подчеркнута всемерно. В народе верили, что Никола сам мог стать богом, но не захотел.