А.П. Боголюбов. Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае. 1881

Работа Боголюбова "Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае" относится к батальному жанру. Батальный жанр - это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе и морских) и военных походов, современных художнику или из прошлого. Эта работа была написана в память о событиях русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В те годы Боголюбов по распоряжению Александра II побывал на Дунае на театре военных действий. Художник должен был писать уже свершившиеся военные события.

Несколько лет спустя Боголюбов по заказу Александра II вновь обращается к теме русско-турецкой войны - к подвигу лейтенанта Скрыдлова. Он создает в конце 1870- - начале 1880-х годов несколько рисунков на тему дела Скрыдлова, а в 1882 году - картину "Атака катером "Шутка" турецкого парохода на Дунае", которая хранится в Центральном военно-морском музее в Петербурге. Картине предшествовало два эскиза - один из них хранится в Ульяновском областном художественном музее, а второй - в Радищевском музее в Саратове. В основу картины лег последний эскиз.

На нем изображена атака на Дунае под Рущуком русским миноносным катером "Шутка" под командованием лейтенанта Николая Илларионовича Скрыдлова турецкого парохода "Эрекли".

Во время русско-турецкой войны использовали новое изобретение русских инженеров - паровые катера, оснащенные крепившимися на длинных шестах минами. Обычно такие суденышки ночью незаметно подплывали к вражескому кораблю и ударяли шестом с миной о его борт. Сам же катер в это время должен был успеть увернуться от взрыва. Одним из таких катеров и была "Шутка".

Днем 8 июня 1877 года турецкие суда направились к русским понтонным переправам на Дунай, собираясь помешать переправе русских войск. У острова Мечка навстречу большому вооруженному турецкому пароходу "Эрекли", обстреливавшему флотилию русских судов, двинулся русский минный катер, которым командовал лейтенант Скрыдлов. С турецкого парохода по русскому суденышку открыли сильный огонь. Было ранено несколько русских моряков, сам командир и находившийся на катере художник В.В. Верещагин, повреждены шестовые мины. Несмотря на это, "Шутка" шла почти на таран. Русские моряки смогли ударить шестом с миной о борт парохода, но мина не взорвалась. Однако турецкий капитан, напуганный смелостью русских моряков, повернул "Эрекли" назад и увел за собой сопровождавшие его суда.

Это была первая в мировой истории дневная минная атака. За свой подвиг лейтенант Скрыдлов был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. Экипаж катера "Шутка" защитил русскую флотилию паровых и гребных судов и дал ей возможность установить минные заграждения у переправы через Дунай.

В центре эскиза "Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае" изображен турецкий пароход "Эрекли", к которому слева приближается русский катер "Шутка". Художник передает клубы дыма, взметнувшуюся вверх от многочисленных взрывов воду, дым от выстрелов на берегу. В своих воспоминаниях "Записки моряка-художника" Боголюбов писал: "Во время атаки по всей возвышенности были расставлены турецкие стрелки, и надо дивиться, как эта утлая минная лодка не была потоплена, а только искалечена пулями противника, переранившими всех смельчаков".

Важную роль в эскизе играет пейзаж. В его основу, несомненно, легли натурные впечатления художника от поездки на Дунай, куда он ездил еще раз в 1881 году. Боголюбов в "Записках" вспоминал: "Местность здесь крайне живописная, высокая, нагорная и крутая". Колорит работы построен на контрасте холодных сине-голубых тонов неба и теплых охристых тонов воды реки, коричневых и зеленых тонов холмов. Стремление исторически достоверно передать бой, точная передача деталей оснастки судов, правдивое изображение Дуная, холмов, наполненность эскиза светом и воздухом позволяет отнести эту работу к реалистическому направлению.

Боголюбов был одним из талантливых художников-реалистов середины - второй половины XIX века. К сожалению, этот мастер до сих пор незаслуженно остается в тени имен крупных художников того времени. Он начал свой творческий путь как яркий романтик и как художник, работавший в русле академических традиций, а позднее внес свой вклад в становление и расцвет реализма в области пейзажа и батального жанра, при этом отчетливо выявив их связь с современным ему западноевропейским искусством.

Картины, посвященные военному флоту России, принесли этому мастеру большую известность при жизни. Боголюбов был одним из крупных русских художников-баталистов. В молодости он был морским офицером. Закончив в юности морской кадетский корпус, будущий живописец несколько лет служил во флоте. После окончания Санкт-Петербургской Академии художеств он был назначен художником Главного морского штаба. Боголюбов создал около 100 полотен, в которых запечатлел победы русского флота.

Посохина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева