ВЕЙСБЕРГ, ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ (1924–1985), русский художник, один из самобытных мастеров «альтернативной» русской живописи второй половины 20 в., утверждавшей свое право на авангардный эксперимент. Родился в Москве 7 июня 1924. В 1943–1948 учился в Студии изобразительного искусства при ВЦСПС, пользовался также советами И.И.Машкова и А.А.Осмёркина. Не будучи в строгом смысле «неофициальным» мастером, примыкал к либеральному крылу Союза художников, к т.н. левому МОСХу (Московская организация Союза художников). Часто выставлялся вместе с представителями «сурового стиля», но сам тяготел к более радикальным эстетическим новациям.

Успешно выступал как портретист, однако гораздо знаменательней те его картины, где мастер, работая на грани символизма и сюрреализма, продолжил линию «метафизического натюрморта» – в сторону все большей дематериализации, растворения вещей в стихии света. Ограничив свои мотивы набором простых геометрических фигур (конусы, кубы, шары, пирамиды), Вейсберг сводил цветовые контрасты до минимума, заменяя их тонким, как бы фосфоресцирующим тональным маревом (Композиция с пирамидами и сферой, 1979, музей Циммерли при университете Рутгерс, Нью-Джерси, США). Благодаря этому его натюрмортные постановки, например цилиндрические столбики, которые он часто изображал в поздних холстах (Натюрморт, 1981, там же), воспринимаются как некое откровение, переводящее внешнее зрение в план медитации.

Определяя свой поздний стиль как «белое на белом», Вейсберг обосновывал его и теоретически, создав собственную систему колористического восприятия и воплощения, как бы «метафизически-цветового» познания мира (статья Классификация основных типов художественного восприятия в сборнике «Симпозиум по структурному изучению знаковых систем», М., 1962). Плодотворно работал и как педагог: в 1959–1984 преподавал живопись в студии повышения квалификации Союза архитекторов СССР.

Умер Вейсберг в Москве 1 января 1985.

ЛИТЕРАТУРА

В.Г.Вейсберг. 1924–1985 (каталог). М., 1988
Владимир Вейсберг. Собрание Эльфриды Филиппи (каталог). М., 1997