Неизвестный скульптор XIX века. Шоу-син. XIX век

Китайский бог долголетия Шоу-Син изображен в соответствии со сложившимся художественным каноном: в виде улыбающегося старца с непропорционально большой головой и чрезмерно высоким лбом, и длинной бородой. В правой руке он держит посох, а на левой - маленького ребенка с цветком - символ долголетия. У ног старца изображено еще несколько детей, раскрывающих плод граната, который также считался символом плодородия и долголетия.

Скульптура "Шоу-Син" отличается удивительной законченностью и замкнутостью формы в сочетании с чрезвычайным богатством и выразительностью пластического языка. Она вырезана из единого блока дерева, форму которого она отчетливо сохраняет, но при этом не теряет выразительности и меткости характеристики.

В Китае деревянная скульптура играла важную роль в убранстве храма. Важно и то, что изготовление деревянных статуй было более дешевым, по сравнению с металлическими, а потому они были более доступны большинству простого населения.

Китайские резчики - исключительные мастера пластической миниатюры, отличающейся неисчерпаемой игрой пластических, осязательных комбинаций. Этим же продиктовано тяготение китайцев к миниатюрной пластике, которую можно брать в руки, прикасаться к ней, поворачивать, тем самым отчетливее и лучше ощущая все ее тонкие пластические оттенки. Наиболее ярким проявлением этой тенденции являются небольшие статуэтки из дерева или слоновой кости.

К восточной, в частности, китайской скульптуре неприменим критерий анатомической структуры человеческого тела, сложившийся в европейской скульптурной традиции. Если в европейской истории изобразительное искусство воспринималось по большей части прагматично, как "иллюзорная действительность", на Востоке, в частности в Китае, идеалистично - как "достоверная иллюзия".

Китайский скульптор трактует человеческое тело так безлично и вместе с тем органически, что трудно представить себе более глубокое и органическое созвучие в сочетании четко выделяемых иконографических признаков, обощенно-выразительной пластики тела и умелого использования деформации (обобщения) и декоративной стилизации. Китайскому скульптору присуще особое чувство меры - не переходя в реализм, он нигде не утрачивает ощущения, что в основе его работы лежит все же образ человека. Объяснение этому можно найти в общей системе китайской философии.

В отличие от европейской традиции в Китае мерой всех вещей оказался не человек, а природа, которая бесконечна и поэтому непознаваема. В искусстве происходило не отражение жизни, а ее продолжение в движениях кисти и мазках туши, резце скульптора. На этой своеобразной основе осуществлялась, по выражению В. Власова, "самотипизация" китайского искусства, предметом которого становился не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы.

В связи с этим и образ человека, трактовка фигуры человека воспринималась не как повторение материальной формы, а продолжение мыслимого пространства.

Справочные материалы

Шоу-син - в китайской мифологии бог долголетия, один из даосских бессмертных, а также название звезды - Шоу-син (соответствует звезде Канопус в европейской астрономии). По древним астрологическим представлениям, появление этой звезды предвещает благоденствие государю и стране, отсутствие ее на небосводе - войны и бедствия. Шоу-Син пользовался большой популярностью в народе. Храмы в его честь появились в Китае еще в древности.

Один из китайских поэтов посвятил Шоу-Сину такие строки:

>

Приносит долголетия плод
мудрый старец Шоу-Син,
чтоб просветить народ,
даёт всем секрет один:
Долго тело будет жить,
когда душа в нём чиста,
за ней нужно вам следить,
тогда и болезнь не придёт,
жить будете лет больше ста.
В свитке хранит он учение,
дающее телесное и душевное
освобождение и спасение.
За вами его изучение.
Знает он способов много,
как дух свой очистить всегда,
мудрому и опасная дорога,
по этому не причинит вреда.
В бутыли старца, старание
много бессмертия эликсира,
всеобъемлющего понимания,
вездесущего живого эфира.
Тверд посох истинной веры,
правильный путь подтверждают,
реальные продвиженья примеры,
невежды которых не знают.
Сперва идёт избавление,
от всех хворей, недугов,
затем ума озарение,
и выведение из кругов,
всяких неудач и несчастий
с защитой от напастей.
В мешке за плечами,
несёт он счастье, и радость,
одаривая всех чудесами,
даёт Просветления сладость.
Знает путь старец звёздный,
ему помогают птицы и звери,
по этому он защитник народный,
открывающий в Бессмертие двери.

Гранат - один из самых древних плодов, известных человеку. Его название произошло от латинского слова granatus - зернистый.

На протяжении многих веков считалось, что гранат впервые появился в Китае. И хотя в ХХ веке учеными было установлено, что в Китай гранаты попали только в 100 г до н.э. благодаря представителю династии Ханьшуй, Джанг Киану, плоды гранатового дерева по-прежнему считаются там королем всех плодов, а также символом плодородия и долголетия.

Дерево - один из древнейших материалов, долго сохранявших традиции крестьянского ремесла. Деревом как скульптурным материалом умели пользоваться уже в Древнем Египте (вспомним шедевр скульптуры Древнего царства - статую так называемого "Деревенского старосты" в Лувре). В Греции дерево было древнейшим материалом монументальной скульптуры: так называемые ксоаны - бесформенные идолы в виде столбов или досок с нанесенным на них примитивным рисунком человеческой фигуры - были, согласно источникам, древнейшими памятниками монументальной скульптуры. Даже когда камень постепенно начнет вытеснять дерево, архаические каменные статуи долго сохраняют следы форм, оставленных инструментами резьбы по дереву - ножом и пилой ("Гера" с острова Самос, в Лувре, круглая, как столб, с вертикальными складками одежды, подобными каннелюрам колонны, "Артемида" с острова Делос, в Афинах, плоская, как доска).

Возрождение дерева как скульптурного материала происходит в средние века, начиная уже с древнехристианского периода (деревянные двери церкви Санта-Сабина в Риме, V век). В Северной Европе в средние века и в эпоху Возрождения дерево широко применялось для украшения алтарей, изготовления распятий и церковной утвари. Обычно дерево грунтовали, иногда покрывали холстом, окрашивали и золотили.

В скульптуре итальянского Возрождения дерево постепенно вытесняется мрамором и бронзой. Но в эпоху барокко, особенно позднего, этот материал переживает новое блестящее возрождение в декоративных ансамблях церковного убранства. В XIX веке дерево вновь теряет свою привлекательность для скульпторов. Напротив, в XX веке с его демократическими тенденциями и поисками новой эмоциональной выразительности дерево вновь становится одним из любимых скульптурных материалов.

Для монументальной скульптуры употребляются и мягкие (липа, тополь), и твердые породы деревьев (дуб); для мелкой скульптуры - по преимуществу прочный бук. Дерево обрабатывают ножами и резцами с помощью молотка. Исходным материалом для скульптора является деревянный чурбан. Иногда ему придают правильную четырехгранную форму, на передней плоскости которой художник рисует контуры изображения. Затем различными ножами и резцами вырубают или вырезают основные плоскости будущей скульптуры. После этого скульптура разнимается на две части и выдалбливается внутри, чтобы дерево высохло и не трескалось. Только после этого заканчивают все детали скульптуры и ее две части вновь скрепляют.

По своим специфическим особенностям дерево - более гибкий материал, чем камень: оно допускает б?льшую свободу в обработке форм, большее богатство деталей, но меньше нюансов и переходов; в дереве возможны более резкие выступы, ответвления формы и более глубокие вырезы, недоступные художнику в камне. В дереве возможны острые, угловатые грани, но и закругленные выемки, длинные и короткие линии, резкие контрасты и мягкое волнение поверхности (взрыхленную рашпилем, морщинистую поверхность можно комбинировать с гладко отшлифованной). Недостатки дерева, как скульптурного материала заключаются в том, что его нельзя обрабатывать во всех направлениях - нож должен идти или по волокнам, или в поперечном направлении, но нельзя рубить или резать против дерева. Дереву свойственна исключительно богатая, динамическая, выразительная текстура и поверхность, контраст между сырой, косной материей и органической силой. Наконец, необходимо отметить чрезвычайное разнообразие масштабов, доступных деревянной скульптуре, - от монументальных, многофигурных ансамблей (готические или барочные алтари, кафедры и т.п.) вплоть до миниатюрных произведений.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева