С.В. Ивлев, Т.В. Батурина, С.В. Бирюков, Е.В. Мельниченко

Ролевая концепция личности

(С.В. Ивлев, Т.В. Батурина, С.В. Бирюков, Е.В. Мельниченко – современные российские социологи)

...Исследуя соответствие индивидуальной мотивации общественным нормам и ценностям, а также выполнение людьми предписанных им правил, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на следующие слова пьесы В. Шекспира «Как вам это понравится»:


Весь мир – театр
В нем женщины, мужчины – все актеры
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик.

Каждая роль требует от актера определенного поведения. Стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. От актера требуются определенные действия, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на «сцене», именуемой жизнью. Но коль скоро общество к каждому своему члену предъявляет определенные требования, то ему всегда приходится к ним приспосабливаться, т. е. «играть роль». В результате и возникают так называемые ролевые ситуации, в связи с которыми определяются интересы и мотивы в поведении людей.

Различают (например, Т. Шибутани) два типа социальных ролей – конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом. Каждый человек, по мнению Т. Шибутани, играет какую-то роль, поэтому именно роль, а не сам человек, является той единицей, которая подлежит изучению. В соответствии с исходными положениями автор различает «играние роли» и «принятие роли». Под игранием роли понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а под принятием роли – требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. В соответствии с этим предлагается следующий способ разрешения жизненных конфликтов и противоречий: «Сложное приспособление возможно благодаря тому, что, понимая роли других, человек может представить себе, как они будут реагировать на то, что он делает или собирается делать, но чтобы понять это, участник должен представить самого себя в положении другого. Покупатель, например, может вообразить, как его просьба прозвучит для продавца, и соответственно подобрать выражения» (Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 46).

Конфликты и противоречия между людьми нередко являются результатом непонимания ими ролей друг друга. Для преодоления такого непонимания и, соответственно, предотвращения конфликтов и противоречий необходимо осознание взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу. Можно привести множество примеров, рисующих подобную ситуацию, – лектор и аудитория, начальник и подчиненный, врач и пациент. По сути здесь речь идет о современной интерпретации золотого правила нравственности, уходящего своими корнями в глубокую древность и евангельскую заповедь: «[не] поступай по отношению к другим так, как ты [не] хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» (см.: Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М., 1982). Это правило требует соединения своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на его место, без чего невозможна социализация личности. Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни, – один из показателей его социальной зрелости, что особенно важно для детей и юношества.


С.В. Ивлев, Т.В. Батурина, С.В. Бирюков, Е.В. Мельниченко. Социология // По материалам сайта: http://www.kemtipp.ru