С.Ф. Щедрин. Интерьер дома князей Голицыных в Риме. 1830

Выросший в художественной среде (отец - крупнейший скульптор; дядя Семен Щедрин - значительный пейзажист), Сильвестр Щедрин (1791-1830) с добросовестностью первого ученика овладел всем, что могла дать академическая школа. Его ранние пейзажи добротны, традиционны и в достаточной степени условны.

В 1818 году Щедрин покинул Россию, как оказалось, навсегда. Он отправляется в Италию, которая в 1820-х годах была средоточием художественной жизни Европы. С этого момента в творчестве художника начался период, особенно важный для развития пейзажной живописи. Пейзаж становится благодаря Щедрину полноправным, значительным жанром. В 1829 г. с целью поправки здоровья художник отправился на остров Искию близ Неаполя. Там он познакомился с княжной Еленой Михайловной Голицыной и графиней Екатериной Артемьевной Воронцовой. Голицына всячески поддерживала Щедрина. После пребывания на острове они предложили Щедрину совершить совместное путешествие в Швейцарию. Однако болезнь помешала ему серьезно заниматься пейзажной живописью. И он обратился к выполнению маленьких интерьеров, которые можно было писать, не выходя из дома. Щедрин не работал в этом жанре ранее, поэтому изображения интерьера являются редкими в его творчестве. По возвращению в Рим Щедрин продолжал жить в доме Голицыных, где и создал небольшое по формату полотно. Работа является последним подписным произведением автора, вскоре умершего в Сорренто. Произведение осталось в семье Голицыных, затем было передано в Эрмитаж. В Саратовский музей им. А. Н. Радищева работа попала в 1887 году в числе переданных Эрмитажем пятидесяти экспонатов бывшего Московского Голицынского музея.

На первом плане изображена столовая комната в доме князей Голицыных в Риме. Надпись на обороте уточняет название: "Столовая в доме Монтенаро на Виа Умильта". Стены ее обиты полосатым штофом, зеленым с красным по цвету. Обстановка чрезвычайно проста: стулья в углу, зеркало на камине, два светильника на стене. Через раскрытое окно в затемненное помещение проникает яркий солнечный свет, как будто от дуновения ветра колышутся легкие занавески. За окном угадывается городской пейзаж. Справа возле камина - две женские фигуры - молодые итальянки в ярких национальных нарядах. Воспользовавшись отсутствием хозяев, они заняты разговором в барских покоях. На полу стоят корзины с фруктами, видимо, принесенные служанками. В проеме двери - маленькая собачка. Через распахнутую дверь открывается перспектива на дальние комнаты. В них также стоят несколько стульев и небольшие столики.

Простые жители Италии производили на художника столь же яркое впечатление, как и южная природа. Он с интересом наблюдал повседневные занятия и праздничные развлечения итальянцев, перенося их на холсты. Щедрин ввел в работу своеобразную жанровую сцену, но картину нельзя отнести к бытовому жанру. На полотне присутствуют элементы натюрморта и даже пейзажа, но главной ее темой стала световоздушная среда комнат. Не обстановка и не люди сообщают интерьеру особое лирическое настроение и интимность, а свет, проникающий в помещение через открытые окна. В комнатах царит ощущение свежести и солнечного тепла, атмосфера южного дня, смягченного мягким дыханием воздуха.

Красочная гамма построена на гармонии неярких, но довольно насыщенных тонов. Особенно интенсивно выделяется красный цвет, что является обычным для многих поздних работ Щедрина. Работа написана в свойственной этому периоду творчества художника широкой, обобщенной живописной манере. Свободно и легко лепит мазок форму предметов обстановки. На полотне присутствует обилие мелких, исполненных со вкусом деталей. Автор оживляет мир мертвых предметов, вдохнув в них особенное живое чувство. Они рассказывают зрителю о хозяевах дома, знатных князьях, живущих просто и открыто.

Щедрин интересно решает проблему интерьера в своем творчестве, во многом связав ее с приемами пейзажного построения пространства. Это определяет и силу эмоционального воздействия его небольшой работы. Введенный в изображение пейзаж подчеркивает увлеченность автора пленэрной живописью. Несмотря на картинную завершенность композиции, произведение сохраняет свежесть этюда. Считая свою работу над интерьером "безделицей", художник не сознавал, что внес в этот жанр новое содержание. Это выразилось в поэтической задушевности восприятия мира, живописной сочности и цветовой насыщенности, которые Щедрин сформировал в своих итальянских пейзажах и привнес в интерьерные работы.

Справочная информация.

Интерьер (от франц. interieur - внутренность) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению внутренних архитектурных пространств. Он также призван показывать убранство помещения и составляющую его предметную среду. Интерьер с давних пор стал неотъемлемой частью живописных произведений различного жанра. Постепенно складываясь как самостоятельный жанр, он достиг своего расцвета на полотнах голландских и фламандских живописцев XVII века. Повышенный интерес к интерьеру особенно проявился в русском искусстве в 1820-х годах. Работы этого периода отразили эстетический облик дворянского дома. Успехам интерьерной живописи в немалой степени содействовало искусство А. Г. Венецианова и его учеников: К. А. Зеленцова, А. В. Тыранова, Ф. М. Славянского и других. В изображение обстановки, окружавшей человека в его частном, домашнем быту, они внесли интимность и простоту. Вслед за образами крестьян Венецианова в произведениях русской живописи второй четверти XIX в. появились образы представителей городских низов - ремесленников, служанок, мастеровых. Однако обращение Щедрина к интерьеру носило самостоятельный характер. Занявшись им поневоле, художник увлекся новым для себя жанром и достиг в нем определенных успехов.

Голицын Александр Михайлович (1772-1821) - князь, Тайный советник, гофмейстер Двора Великих княгинь Елизаветы Алексеевны и Екатерины Павловны, сын Михаила Михайловича Голицына. Был женат на Наталье Федоровне Шаховской.

Князь Александр Михайлович Голицын вместе с семьей переехал в Италию в 1819 г. Приобретя дом и прожив в Риме около трех лет, он уехал во Францию, где и скончался. Дом остался во владении семьи Голицыных. На момент написания работы он мог принадлежать его сыновьям - Михаилу Александровичу и Федору Александровичу Голицыным. Голицына Елена Михайловна была родной сестрой Александра Михайловича.

Голицын Михаил Александрович (1804-1860) - сын Александра Михайловича, князь, с 1825 г. занимался дипломатической деятельностью, причислен сверх штата к русской миссии во Флоренции (1825), к русской миссии в Риме (1836), посол России в Испании (1856-1860). Тайный советник, камергер (1857), прославился как коллекционер, библиофил, писатель. Умер в Монпелье, погребен в Болонье (Италия).

Московский Голицынский музей открылся в 1865 г. в Москве в доме Голицыных на Волхонке. В его состав вошли произведения искусства из собраний представителей разных поколений князей Голицыных. Основатель музея - Михаил Александрович Голицын - завещал его Москве, но в 1886 г. его сын князь Сергей Михайлович Голицын из-за финансовых трудностей принял решение о продаже всего собрания. В 1886 г. Голицынский музей был приобретен Эрмитажем.

Италия (Italia) - государство на юге Европы. Занимает Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов. В 1860 г. произошло объединение Италии.

Рим (Roma) - столица Италии, расположен на реке Тибр в 28 км от его впадения в море. В начале XIX в. являлся столицей Папской области.

Неаполь (Napoli) - город и порт в Южной Италии, у подножия Везувия, на берегу Неаполитанского залива Тирренского моря. С 1815г. - столица Королевства обеих Сицилий. В начале XIX в. явился центром Неаполитанской революции 1820-1821гг. В сентябре 1860г. в город вступила революционная армия Дж. Гарибальди, после чего территория Королевства обеих Сицилий стала частью объединённого Итальянского королевства, а Неаполь потерял статус столицы.

Пленэр (от франц. plein air) - живопись на открытом воздухе.

Пакалина Е.Н.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева