Урок 7. Одинаковые и разные цепочки (повторение)

План урока

  1. Работа с листом определений «Одинаковые и разные цепочки».
  2. Решение обязательных бумажных задач 47–51.
  3. Решение электронных задач 193–197. 
  4. Решение необязательных бумажных задач 52, 53.

Работа с листом определений «Одинаковые и разные цепочки»

В основном этот лист определений содержит знакомый ребятам материал, посвященный одинаковым и разным цепочкам. Его ребята должны быстро вспомнить, опираясь на примеры листа определений. Однако, здесь есть один вопрос, который в курсе 1 класса не рассматривался. Это понятие «все разные» для цепочек. Конечно, после листа определений «Все разные» на котором мы рассматривали данное понятие на фигурках, это материал уже не требует такой детально проработки, но, думаем, обратить на него внимание все же надо. Как видите, выражение «пять разных цепочек» мы будем употреблять ровно в том же значении, что и «пять разных фигурок», имея в виду, что среди объектов нет двух одинаковых.

Решение обязательных бумажных задач

Задача 47. Вообще-то задача совсем простая. Решать ее можно по-разному. Можно построить сначала одну любую цепочку, а затем строить две другие такими же. Можно одновременно строить все три цепочки – сначала нарисовать одинаковые первые бусины, затем одинаковые вторые бусины, наконец – одинаковые третьи. Обратите внимание, кто-то из невнимательных ребят может не заметить, что две верхние цепочки направлены в противоположные стороны.

Задача 48. В курсе 1 класса таких задач ребята встречали много. Как и в случае с одинаковыми фигурками (или мешками) кто-то из детей быстро найдет ответ хаотичным просматриванием, а кому-то придется делать полный перебор. Также одинаковые цепочки легко найти, деля цепочки на группы и отбрасывая неподходящие цепочки. Здесь в двух цепочках первая бусина – красная квадратная, в трех – желтая круглая, в одной – квадратная фиолетовая. Одну цепочку в группе можно вычеркнуть сразу, остальные цепочки сравнить только внутри своих групп. Видим, что первой группе две цепочки – разные. В результате находим две одинаковые цепочки во второй группе.

Задача 49. Такие и похожие задачи в курсе 1 класса тоже встречались. Чтобы сделать две или больше цепочек одинаковыми, проще всего двигаться сразу по всем цепочкам от первой буквы. Видим, что первая буква в одной из цепочек – буква «Ч». Значит и в других цепочках на первом месте должна стоять «Ч», вписываем «Ч» в первые окна двух оставшихся цепочек. Теперь переходим ко второй букве и т.д. Видим, что в результате у нас получилось три одинаковых слова – слова «ЧЕМОДАН».

Задача 50. Совсем не сложная задача, но в ней использован интересный набор слов. Если кто-то из детей обратит внимание на то, что все слова в задаче имеют одинаковые начала, поговорите о том, что означает первая часть «микро» и что общего в значении всех этих слов.

Задача 51. Как и задача 44, эта задача частично комбинаторная. Только в отличие от задачи 44 комбинаций здесь меньше и объектов тоже меньше (поэтому мы и предлагаем ее в качестве обязательной). Поскольку каждая из бусин может быть ровно двух цветов, то упорядоченных комбинаций из двух цветом существует ровно 4, столько же, сколько и наших цепочек. Как  и задачу 44, эту дети будут, скорее всего, решать методом проб и ошибок. Сначала ребята раскрасят первую цепочку наугад. Вторую уже придется раскрашивать так, чтобы она не оказалась такой же, как первая, а третью – так, чтобы она не оказалась одинаковой ни с первой, ни со второй.

Решение электронных задач

Задача 193. Здесь ребята закрепляют навыки работы с новым электронным инструментом – «цепочкой». Что касается содержательной стороны вопроса, она проста. Здесь ребята повторяют понятие «такая же» по отношению к цепочкам.

Задача 194. Здесь дети повторяют понятие «все разные» для цепочек и работу с инструментом «цепочка». Конечно, решений здесь очень много. Например, подойдут три цепочки, состоящие из одной фигурки при условии, что все три фигурки будут разными.

Задача 195. Это задача на повторение цепочечной лексики. Частично, задача связано и с текущей темой. Действительно, ребята уже должны понимать, что если в цепочке бусины поменять местами, то получится уже другая цепочка. То есть исходная и получившаяся цепочка будут разными.

Задача 196. Стандартная задача на поиск одинаковых цепочек. Как и в трех предыдущих задачах, здесь ваша помощь ребятам (даже слабым) скорее всего не потребуется.

Задача 197. Необязательная. Развлекательная задача для ребят, которые любят раскрашивать. Лучше всего предложить ее ребятам по желанию.

Решение необязательных бумажных задач

Задача 52. Как и многие задачи на построение одинаковых цепочек, эту задачу проще решать, стоя цепочки одновременно. Например, мы решили, что первой фигуркой в каждой цепочке будет морковка, рисуем около нее знак начала в каждой из цепочек. Если мы решили, что второй фигуркой будет баклажан, соединяем в обеих фигурках морковку с баклажаном и так двигаемся дальше, отыскивая пары одинаковых фигурок и расставляя их на одинаковые места в двух цепочках.

Задача 53. Ключ к решению этой задачи в том, чтобы правильно понять ее условие. На самом деле ситуация не слишком сложная. У нас в каждой цепочке будет ровно одна круглая бусина. Цепочки при этом должны быть разными, значит, все эти 8 бусин должны быть разными. Как известно, в нашем курсе как раз имеется ровно 8 разных круглых бусин (восьми разных цветов). В любом случае, не стоит давать детям готовые выводы. Лучше просто указывать на несоответствие одного из условий задачи.