И.Е. Репин. Портрет А.Г. Рубинштейна. 1887

Работая над портретами, Репин не любил, когда его модели намеренно «позировали ему»: «...Часто, то есть почти всегда, когда позируют очень безукоризненно, терпеливо, портрет выходит скучный, безжизненный, и наоборот, при нетерпеливом сидении получаются удачные сюрпризы».

Создавая образ Антона Рубинштейна, величайшего пианиста, композитора и дирижера второй половины XIX в., Репин напишет: «... Интересная голова, на льва похож, жаль времени у него мало, и позирует он скверно».

Представляя Рубинштейна в портрете в процессе работы, в момент творческого вдохновения, художник с необычайной яркостью передает состояние своей модели: не только мысль и чувство, которым в данную минуту живет портретируемый, но также и его настроение, и физическую «форму». Демоническое выражение лица, сложный поворот фигуры, выразительный жест руки, с нервной трепетностью сжимающей дирижерскую палочку, – все это безошибочно точно соответствует сильному, порывистому, даже экзальтированному характеру знаменитого музыканта и выражает вдохновенную импровизационность его исполнительского и дирижерского стиля.