М.В. НЕСТЕРОВ. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890

М.В. Нестеров был близок с кругом религиозных философов, в 1910-е годы посещал собрания религиозно-философского общества им. В.С. Соловьева. Художник неоднократно выполнял церковные росписи. Религиозная картина, в которой Нестеров воплощал свои богоискательские идеи, была важной областью в его творчестве до советского периода.

Нестеров создал цикл работ на темы жития преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский, в миру Варфоломей (около 1321-1391), основал Троице-Сергиев монастырь в Сергиевом посаде, являлся его игуменом. Русские религиозные философы воспринимали Троице-Сергиев монастырь как место средоточия русской духовности.

"Видение отроку Варфоломею" - лучшая работа из цикла, посвященного одному из самых ярких деятелей православной церкви. Фигурку юного пастушка художник писал с натуры. Ему позировала девочка, которую он увидел в деревне Комякино недалеко от Абрамцева. Нестеров вспоминал, что когда он заметил "…девочку лет девяти, стриженную, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную…", то замер, как перед видением. "Я совершенно отождествлял это личико с моим отроком Варфоломеем", - писал мастер. Там же, в Абрамцеве, Несторов сделал этюд для пейзажа в этой картине.

Обращаясь к теме чудесного видения, Нестеров стремился к "исторической подлинности", т.е. к созданию образа, который воспринимался бы как реальный герой, подлинный отрок Варфоломей. Он добивается ощущения реальности происходящего чуда при помощи убедительности фигурки отрока и ландшафта.

Нет ничего таинственного в панораме пейзажа, открывающего вид на деревянную церквушку. Художник изобразил даже огороды с капустой на дальнем плане. Фигуру монаха, явившегося Варфоломею, Нестеров максимально приблизил к мощному стволу старого дуба, сосредоточив внимание на образе мальчика. Чудо происходит в его душе, что художник подчеркивает благоговейной позой и выражением лица, словно Варфоломей затаил дыхание.

Нестеров входил в так называемый Абрамцевский кружок, сложившийся в имении крупного мецената С.И. Мамонтова. В этой творческой среде царила атмосфера интереса ко всему, что было связано с историей, бытовым укладом жизни и культурой старой, древней Руси.