И.П. Прянишников. Кавалерийская атака. 1886

Художник Иван Петрович Прянишников (1841-1909) русскому зрителю был не очень известен, поскольку жил он в Париже, там учился в знаменитой мастерской Г. Глейра, там писал модные картины на батальные темы. Он общался со многими русскими художниками, которые в те годы работали во Франции, он был знаком в И.Е. Репиным и А.П. Боголюбовым, у которого в коллекции были работы Прянишникова.

В 70-80-х годах 19 века в период всеобщего увлечения историей особый интерес историков, писателей и художников вызывает Наполеоновская эпоха, уже достаточно удаленная по времени, чтобы стать предметом объективных научных исследований и творческого осмысления. Герои военных походов, полководцы и дипломаты того доблестного времени становятся персонажами как масштабных полотен на исторические темы, так и камерных произведений, посвященных конкретным событиям или людям.

Темой своей небольшой картины "Кавалерийская атака" Иван Прянишников избирает эпизод из сражения времен Наполеона I. В пылу битвы на вздыбленном коне с палашом в руке изображен всадник в мундире французского кирасира начала 19 века. Перед нами командир кавалеристского отряда, за ним виден сплоченный строй всадников, рвущихся в бой. Автор подробно выписывает лишь главного героя картины, остальные персонажи и окружающий их пейзаж едва намечены, что характерно для эскизных работ. Возможно, художник имел замысел написать большую батальную композицию, а изображение атаки кирасир стало бы лишь эпизодом.

Стремительные атаки тяжелой кавалерии, к которой относились кирасиры, были кульминацией наполеоновских битв, они часто решали исход сражения. Наполеон впервые в истории применил конницу на поле сражения в больших и плотных массах, когда всадники разрезали порядки соперника мощным натиском, потому он часто держал кавалерию в резерве для нанесения решающего, последнего удара. Подобная атака вызывала такие потери в живой силе и лошадях от огня пехоты и артиллерии, что тяжелая конница получила кирасы и каски для защиты. Вскоре кирасиры, ведомые в бой маршалом Мюратом, заслужили громкую славу своими ратными подвигами, нередко влиявшими на победу во всей кампании.

Центральный персонаж картины Прянишникова несколько нарочито позирует, всячески демонстрируя свою удаль. Лицо всадника уподоблено маске, корпус его неподвижен, что контрастирует с экзальтированным поведением лошади. Кажется, автору важнее подробно рассмотреть экзотический мундир кирасира, нежели передать эмоциональный накал борьбы. Художник тщательно перечисляет все аксессуары убранства лошади и всадника: от чепрака и стремян до красного плюмажа и черной кисти из конского волоса на каске кирасира. Эти детали снаряжения наряду с красно-синим мундиром, определенной формы кирасой и каской были отличительными чертами тяжелых кавалеристов именно французской армии.

Справочная информация

Бата?льный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром. Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. В росписях древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках - завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и шпалерах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.

Кирасиры - тяжелая кавалерия, действовали в сомкнутом строю и наносили решающий массированный удар. Каждый кирасир был вооружен палашом, двумя пистолетами, кавалерийским ружьем без штыка. Все кирасиры носили кирасы, особый вид доспехов, оставшийся со времен конных рыцарей. Кираса предохраняла корпус всадника от ударов и уколов холодного оружия, а также от пуль, выпущенных с расстояния более 50 шагов. Кирасиры в атаке были настолько эффективны, что их применяли до Первой мировой войны включительно. Во время битвы они составляли главную атакующую силу. Их бросали на прорыв неприятельской обороны, использовали в решающие моменты сражений, посылали на подмогу в самые горячие точки битвы. Во французской армии кирасиры, как род войск, были окончательно сформированы Наполеоном в рядах кавалерии Декретом от 1 вандемьера XII года Республики (24 сентября 1803г.).

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева