Комментарии методиста к проекту “Открытый урок” А.В.Зарубы

Комментарий к уроку музыки в 7 классе

Тема урока “Музыкальная драматургия”

   На чем основывается специфика работы учителя музыки в средней школе и, в частности, в седьмом классе? Школьники от наблюдения за развитием отдельного музыкального образа переходят к наблюдению за развитием нескольких музыкальных образов, взаимосвязанных и взаимодействующих в одном музыкальном произведении, т.е. к освоению музыкальной драматургии. Освоение школьниками музыкальной драматургии происходит в музыкальном пространстве произведений крупной формы. Глубина и детализация анализа музыкального произведения во многом определяется уровнем жизненно-музыкального опыта конкретного классного коллектива, прочностью усвоения предшествующих тем и ключевых понятий программы, умением грамотно использовать музыкальную терминологию.

     В подростковом возрасте формируются критерии оценки произведений искусства и художественные предпочтения; практически “взрослых размеров” достигает структура эмоционально-оценочного восприятия, усиливается стремление к анализу, к постижению содержательной сущности произведения через выразительность музыкальной формы, к освоению эмоционально-нравственного опыта музыкального искусства, к присвоению опыта отношения к жизни. Подросткам необходим контакт с современным искусством, живущим современными проблемами, открывающим новые возможности музыкального языка.

    Активность музыкального восприятия, с одной стороны, обеспечивается тем, что оно “завершает работу”, начатую композитором и по программе, “закодированной” им в музыкальном тексте, воспроизводит и анализирует музыкальные образы в контексте жизненно-музыкальных обобщений. С другой, данная активность выражается в возникновении общения с этими образами, а через них и с реальными партнерами (одноклассниками и учителем) для разрешения определенной музыкально-педагогической проблемы, что придает музыкальной коммуникации диалогический характер. Процесс обучения становится процессом творческим благодаря проблемно-диалогической структуре педагогического общения, направленного на то, чтобы художественный, интонационно-образный анализ стал предметом познавательной потребности школьников. (Проблемное общение в музыкально-педагогической практике - явление достаточно редкое, обычно учителя обрушивают на своих учеников всю тяжесть авторитетных знаний, обобщений и выводов, нарушая тем самым принцип равноправия в дискуссии, а учащиеся стараются отгадать, что хочет услышать учитель, в итоге лишая дискуссию смысла).

    По сути, данный урок является новым уровнем рассмотрения интонационно-образного развития музыки в единстве содержания и формы музыкального произведения. На знакомство с музыкой увертюры-фантазии “Ромео и Джульетта” П.И.Чайковского в 7 классе отводится два урока (по методу “погружения”). На первом из этих уроков (как и в данном случае) решается задача экспозиции основных тем-образов увертюры.

   Обратите внимание на то, что семиклассники входят в класс без музыки. Музыка для входа в класс (и для выхода из класса) в средней школе может по-прежнему звучать как нечто, присущее только уроку музыки. Но по сравнению с начальной школой, это не обязательно должна быть маршевая музыка.

     Артур Викторович начинает урок с вводной импровизированной беседы, в процессе которой учащиеся вспоминают названия крупных музыкальных жанров. В связи с этим необходимо остановить внимание на двух моментах: на том, как учитель “озвучивает”, напоминает музыкой некоторые произведения, написанные в названных учащимися жанрах (концерт, вариации, кантата) и на том, как в необходимых пояснениях характеризует их особенности. (Задание для учителей и методистов. Смоделируйте начало урока как вводную беседу о программной музыке, с которой знакомились школьники на предыдущих уроках. Общение с детьми выполнит функцию целенаправленной диагностики их предшествующего опыта).

     Следующий фрагмент урока связан с “вхождением” в образную сферу увертюры. Выстраивая урок на материале увертюры-фантазии “Ромео и Джульетта”, программного сочинения П.И.Чайковского, учитель подчеркивает, что увертюра-фантазия – это пример обобщенного подхода к воплощению идеи произведения. Артур Викторович работает в привычной для него “эскизной” манере освоения музыкального материала увертюры, концентрирует внимание на основных противоречиях (жизнь и смерть, любовь и вражда) музыкально-инструментальной драмы. В процессе знакомства с музыкальными образами увертюры Артур Викторович применяет прием пения инструментальных тем (продолжается работа по накоплению интонационного словаря учащихся), использует форму командной работы для творческой реализации учащимися музыкального замысла увертюры. Надо заметить, что ведущим принципом при сопоставлении творческих решений учащихся с композиторским воплощением музыкальных образов в увертюре является принцип “сходства и различия”.

     Обратимся к следующему эпизоду урока. Артур Викторович предлагает ребятам предположить, какие музыкальные инструменты исполняют тему вражды в увертюре? Школьники называют духовые, ударные, клавишные и струнные. Учитель предлагает в оркестровом варианте темы вражды услышать, кто из них прав? Таким образом, в уроке создается предпосылка для проблемной ситуации (к сожалению, этот вопрос в последующей логике урока “завис”). Интересная ситуация была задана учителем на определение того, с какой темы начинает увертюру П.И.Чайковский (по сравнению с решением этой задачи в командах).

      Артур Викторович предпринимает попытку дать учащимся целостное представление об увертюре и завершает урок кодой, которая звучит как недосказанность и многоточие в прошедшем уроке, как своеобразный “мостик” к следующей встрече (второй урок) с увертюрой.

Небольшое отступление. Для выявления интонационного сходства и различия ведущих тем-образов в музыкальном произведении желательно активно привлекать нотную запись (как для пения, так и для слушания тем с ориентацией на нее). При знакомстве с “биографиями” музыкальных произведений целесообразно привлекать имеющиеся знания учащихся в области истории, литературы, а также произведения изобразительного искусства, фрагменты из фильмов. Практиковать проведение творческих письменных работ с последующим обсуждением.

Задания для учителей и методистов

1.Смоделируйте иной вариант начала урока. Прочтите детям монолог патера Лоренцо из последнего действия трагедии У.Шекспира, в котором в концентрированной форме изложены основные события трагедии. Постройте диалог с семиклассниками как размышление-отношение к этим событиям.

2.Проведите сравнительный анализ образной сферы темы вступления и темы вражды (с использованием нотной записи).

3.Проанализируйте этот урок музыки с точки зрения реализации принципа целостности.