М.И. Поляков. Моцарт и Сальери. Из альбома "Пушкинские образы". 1950

Имя Михаила Ивановича Полякова (1903-1978) - мастера графического искусства, быть может, не так широко известно, как того заслуживает. Он - представитель московской школы ксилографии, с ярко выраженной творческой индивидуальностью и по-настоящему высоким уровнем профессионального мастерства.

Поляков - автор интереснейших станковых композиций, посвященных отечественной истории, деятелям русской культуры. Многие его листы выполнены как изобразительные мемуары. Он автор экслибрисов (книжных знаков). Работая в разных техниках (живопись масляными красками, акварель, гуашь, гравюра на линолеуме), Поляков отдавал предпочтение ксилографии или гравюре на дереве, которой владел в совершенстве. Несмотря на широту его профессиональных увлечений, в первую очередь, он - книжный график, в круг художественных интересов которого входили произведения русской и европейской классической литературы - А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, И.-В. Гете, В. Гюго, Г. Гейне, Ф. Вийона, А. Белого.

В изобразительной "пушкиниане" достойное место занимают станковые композиции Полякова на пушкинские сюжеты, созданные им в 1948-1950 годах и объединенные в альбом "Пушкинские образы".

Выпуск этого альбома планировался издательством "Советский график". Художником были подготовлены десять гравюр, посвященных драматургическим произведениям "Борис Годунов", "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", повести "Пиковая дама", поэмам "Бахчисарайский фонтан", "Полтава" "Кавказский пленник", "Цыгане" и "Медный всадник". Однако издательство ликвидировалось, и альбом в свет не вышел.

Композиция "Моцарт и Сальери" (1950) является одним из самых удачных листов, награвированных для этого альбома. Надо сказать, что Полякову особенно удавались те литературные образы, которые неоднократно интерпретировались в изобразительном или театральном искусстве. Как правило, художник находил наиболее выразительный ракурс, свежий психологический штрих к максимально полному и глубокому раскрытию литературного замысла. В работе над гравюрами к альбому "Пушкинские образы" эта задача усложнялась еще и тем, что, в отличие от иллюстративных циклов, здесь одна гравюра должна была полностью раскрыть образ и дух литературного произведения. Поляков изобразил Моцарта, только что выпившего отравленное Сальери вино и исполняющего ему свой "Реквием". Моцарт сидит в профиль у открытого настежь окна, из которого в комнату льются потоки света. Эти потоки, наполняющие пространство, ассоциируются со звучанием музыки, растворяющей тьму. Сальери изображен справа чуть в глубине, спиной к зрителю гравюры и к самому Моцарту. Его спина сгорблена как будто под воздействием потока света, разоблачающего злодея, и от мощного звучания гениальной музыки, которую невозможно уничтожить. Фигура с невидимым лицом становится лишь второстепенным персонажем, едва ли не элементом интерьера, окружающего Моцарта. Так побеждает образ Моцарта-гения, его одухотворенное, озаренное реальным и внутренним светом лицо.

Как и другие гравюры этой серии, композиция "Моцарта и Сальери" заключена в квадратную рамку, над и под которой помещены небольшие графические ремарки: вверху - Моцарт и Сальери, слушающие игру уличного скрипача, внизу - "черный человек", загадочный заказчик реквиема. Они соответствуют сюжету гравюры и позволяют расширить рамки повествования.

Справочная информация

Поляков Михаил Иванович (1903-1978) - книжный график, ксилограф, автор станковых композиций, мастер экслибриса.

Родился на станции Платоновка близ Тамбова. Вырос и сформировался как художник в Саратове, где жил с 1906 по 1926. Там в 1916 он поступил в Боголюбовское рисовальное училище, преобразованное позднее в Свободные художественные мастерские, где его учителями были М.В. Кузнецов-Волжский, А.И. Савинов, К.Г. Поляков. В 1926 окончил Саратовский художественно-практический техникум. В том же году поступил в Московский ВХУТЕИН, где учился до 1930. Там его педагогами были В.А. Фаворский, Н.Н. Купреянов, Л.А. Бруни, П.Я.Павлинов. Первые гравюры создает в 1924. С конца 1920-х начал сотрудничать с издательством "Молодая гвардия", где оформил ряд книг. С 1931 по 1936 жил под Москвой в Кашире, в дальнейшем - в Москве. Оформлял книги издательств "Советский писатель" (Ю.Н. Тынянов "Рассказы"), "Художественная литература" (А. Белый "Петербург"), "Советская литература", "Akademia". С 1936 по 1940 чаще всего иллюстрировал для "Детиздата". В годы Великой Отечественной войны работал в мастерских военного плаката "Окна ТАСС", выезжал на Сталинградский фронт, создал серию гравюр "Фашистские оккупанты в России". В 1948 работал над альбомом "Пушкинские образы". После войны создал ряд линогравюр, много работал в области детской книги. 1950-е - время широкого творческого диапазона: от иллюстраций к Э.-Т.-А. Гофману, "Фаусту" И.-В. Гете до А.И. Куприна и "Поздней греческой прозы". Наиболее значительная иллюстративная работа 1960-х - "Пиковая дама" А.С. Пушкина. Поляковым разработаны оригинальные формы станковых гравюр (серия "Воспоминаний") и новая форма книжной графики - рукописных книжечек. Персональные выставки состоялись в Саратове в 1971, 1978 и 1993.

"Моцарт и Сальери" - трагедия А.С. Пушкина, входящая в цикл так называемых "Маленьких трагедий". Ее замысел относится к пребыванию Пушкина в Михайловском в 1826 году. По-видимому, сюжет "Моцарта и Сальери" настолько определился у Пушкина в это время, что друзья, по его сообщениям, подумали, что пьеса уже написана. Упоминается это название и в списке драматических замыслов Пушкина, составленном, вероятно, в 1927 году. Однако в основном работа над пьесой падает на 1830 год. Пушкин закончил ее 26 октября в Болдине. Рукопись до наших дней не дошла, но сохранилась обложка с заголовком "Зависть". Пьеса дважды была поставлена на сцене при жизни Пушкина. Пьеса построена на упорных слухах о том, что Моцарт, умерший в 1791 году, был отравлен композитором Антонио Сальери. Сальери умер в мае 1825 года и перед смертью в исповеди признавался в отравлении Моцарта. Об этом появилась статья в лейпцигской немецкой "Всеобщей музыкальной газете".

"Реквием" - музыку для заупокойной службы Моцарт писал летом и осенью 1791 года по заказу неизвестного. Как выяснилось позднее, это неизвестное лицо был управляющий графа Вальзегг, который заказал Моцарту Реквием, чтобы выдать его за собственное сочинение.

Болдино. - родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии, которое поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834. В общей сложности Пушкин провел в Болдине не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Медный всадник", последние главы романа "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Сказка о мертвой царевне", "Сказка о рыбаке и рыбке" , "Сказка о золотом петушке" и многое другое. Этот удивительный период в творчестве Пушкина получил определение "болдинской осени".

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности) плоской печати (литография или гравюра на камне) и высокой печати.

Основными техниками высокой печати являются ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме). Принцип изготовления печатной формы в высокой печати заключается в том, чтобы углубить те места, которые при печати должны остаться белыми. Таким образом, это печать с рельефа, печатающие элементы которого выше пробельных мест.

Ксилография (от греч. xylon - дерево и grapho - пишу, черчу) - вид графики, гравюра на дереве или оттиск на бумаге с такой гравюры. Ксилография бывает двух видов: продольная (обрезная) - когда резец движется вдоль волокон продольной доски дерева, и поперечная (торцовая) - когда резец движется во всех направлениях по торцовому срезу дерева. Поперечная или торцовая - наиболее современная техника ксилографии, изобретенная английским художником Томасом Бьюиком в конце XVIII века. В современной ксилографии используются специальные породы дерева высокой твердости (груша, бук, самшит), что делает эту технику наилучшей в тиражировании миниатюрных изображений в книжной графике.

Сюжет (франц. sujet от лат. subjectum - представление, изложение) - в искусстве связная последовательность событий, через которую раскрывается тема произведения и заложенная в ее основе определенная идея. В изобразительном искусстве сюжет следует отличать как от темы и идеи, так и от конкретных объектов, посредством которых он изображается.

Композиция (лат. composition - соединение, составление, сочетание) - искусство составления, соединения различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-нибудь идее. Композиция предполагает целостность, означающую, что не один ее элемент не может быть изменен без ущерба для целого. В изобразительном искусстве композиция создается с помощью изобразительных средств: линии, плоскости, цвета, объема, пространства. Они организуются в композицию с помощью симметрии, ритма, масштабности, контраста и других средств художественной выразительности. Композицией называется сам процесс создания художественного произведения, его конечный результат и дисциплина, изучающая закономерности этого процесса.

Станковое искусство - общее название произведений живописи, графики, скульптуры, не связанных, в отличие от декоративного искусства, с конкретным местом, средой, декорируемой поверхностью или утилитарными функциями. Такие произведения выполняются в мастерской на станке, то есть приспособлении для работы (например, мольберте) и могут переноситься с места на место, выставляться в различных залах и т.д.

Альбом (лат. album - белая краска от albus - белый) - первоначально в Древнем Риме покрытая белой краской или гипсом деревянная доска, на которой писали объявления. В средние века это слово стало обозначать переплетенные листы пергамента, позже - бумаги.

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева