Ф.А. Бруни. Портрет З.А. Волконской в костюме Танкреда. Не ранее 1820

Портрет написан между 1820 и 1822 – датой отъезда Зинаиды Александровны Волконской из Рима, куда Бруни приехал в 1820.

Дом княгини Волконской был своеобразным центром русской художественной колонии. В это время в Италии жили Кипренский, Щедрин, Гальдберг, Тон. Почти все они были молоды, веселы, полны энергии. Молода была и хозяйка дома, талантливая писательница и актриса, меценат и коллекционер, всей душой тянувшаяся к искусству. Искренне расположенная к молодым художникам, она охотно принимала их в своем салоне. В одном из писем скульптор Гальдберг сообщал: «Когда мы, русские пенсионеры, стали с ней познакомее, она начала приглашать нас на свои музыкальные вечера, что здесь в Риме называется: приглашать в академию. Мало-помалу эти музыкальные вечера превратились в оперу, и мало-помалу мы сами из зрителей превратились в актеров». Можно предположить, что художники не только актерствовали, но и писали декорации, помогали сочинять костюмы. Волконская принимала в спектаклях самое активное участие. Она обладала прекрасным голосом, редкой музыкальностью.

Бруни представил Волконскую в костюме Танкреда, в заглавной партии одноименной оперы Дж. Россини. Опера исполнялась в доме княгини под управлением композитора с участием Ф. Мендельсона.

Волконская изображена в полуфантастическом одеянии, в латах, поверх которых надето платье из темно-синего бархата, с опушкой мехом. Рыцарь времен крестовых походов, озаренный идеей освобождения «Святой земли», герой поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» и драмы Вольтера «Танкред» (по которой и была написана опера) – он держит меч, у ног его щит с девизом «Fede e onore» («Верность и честь»). Атрибуты воинственного рыцаря не заслоняют главного – душевного томления и светлой печали воина, ушедшего от людей, уединившегося среди суровых скал. Он одинок со своей мечтой, со своей любовью, с тоской по возлюбленной. Таким предстает Танкред на портрете Бруни, таким его играла Волконская в соответствии с литературным и музыкальным образом.

Характеру изображения в полной мере соответствует живописное решение: резкий контраст света и тьмы, насыщенный глубокий цвет и прорыв из мрака к солнцу и небу в пейзаже на заднем плане.