Комментарий методиста И. В. Осипова к уроку

учителя русского языка и литературы И.В.Котляровой

 

Тема: «Красота, с красотою, о красоте…».

Цель урока -  развивать умение проводить лингвистический анализ стихотворного текста с точки зрения эстетического восприятия художественного слова; способствовать воспитанию чувства прекрасного.

Тип урока – развитие речи учащихся.

Цель данного урока русской словесности – интегрировать лингвистические и литературоведческие знания и умения учащихся. Обращение к эстетическим и нравственным истокам поэтического творчества даёт возможность погрузиться в творческую лабораторию поэта, увидеть образы, взятые из жизни и воплощённые в художественном слове.

 

Ход урока:

 

Организационный момент.

Учитель сообщает тему, определяет цели и задачи урока.

Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают высказывания о роли красоты в жизни людей, о её влиянии на душу человека, на восприятие им окружающего мира.

Эмоционально-психологическая подготовка к филологическому анализу текста.

После слова учителя, посвящённого розе, учащиеся воспроизводят поэтические отрывки из стихотворений Пушкина, Мятлева, Блока, Бунина, Фета, в которых описывается названный цветок. Акцентируется внимание учащихся на художественном своеобразии описания одного и того же цветка.

Первичное восприятие художественного текста.

После прочтения стихотворения А. Фета «Осенняя роза» учитель с помощью беседы выясняет ассоциативное и смысловое восприятие текста. Читается стихотворение В. Рождественского, способствующее выявлению авторского замысла, осознанию эстетического идеала поэта.

Работа с таблицей.

С помощью мультимедийного проектора высвечивается план анализа текста на идейно-образном, стилистическом и фоническом уровнях.

Анализ стихотворного текста.

Сначала проводятся идейно-образный и стилистический анализы каждой строфы стихотворения. Обращается внимание учащихся на роль речевых средств выразительности (тропы и стилистические фигуры: олицетворение, эпитеты, метафоры, инверсии) и языковых особенностей текста (структура предложений, средства связи между ними, способы морфологического выражения синтаксических единиц, подбор синонимов, характеристика стилистической окраски  слов и т. п.), выявляется их смысловая и художественная функции. Попутно вводится новое синтаксическое понятие – приложение, повторяется пунктуация при обращениях.

Особое внимание обращается на использованный поэтом в третьей строфе приём психологического параллелизма: перенос состояния природы на состояние души человека. Интересен применяемый учителем «подстрочный перевод» авторского текста, позволяющий определить психологическое состояние лирического героя. Заканчивается анализ стихотворения характеристикой его фонических особенностей: определением стихотворного размера, способов рифмовки, влияния звукописи на мелодику и ритмику стихотворения.

Выводы по уроку, домашнее задание.

Подводятся итоги урока, подчёркивается роль эстетического восприятия окружающего мира в жизни человека. Учитель предлагает написать сочинение-миниатюру о впечатлении от филологического анализа стихотворения А. Фета.