Лекция 2. Технология проектирования урока

Уважаемые коллеги!
 
На данной странице представлена технология проектирования урока по русскому языку: отбор электронных ресурсов (из всех обслуживающих тему и выявленных на предыдущем этапе), их организация, выявление недостающих дидактических материалов, необходимых для достижения поставленной цели и решения комплекса задач. Этой моделью мы предлагаем вам руководствоваться при выполнении домашнего задания этого дня.

 

I. Определение темы урока, цели и задач, форм работы, условий проведения урока

Общая тема: «Обстоятельства»
Тема урока: «Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи»
 
Цель урока: повторить тему, пройденную в 8 классе, закрепить и скорректировать знания учащихся, осуществить контроль.Помимо основной, предметной цели, данный урок должен быть направлен на развитие речи, стимулировать творческую активность детей, развивать умения и навыки в решении проблемных задач на основе поисковой и проектной деятельности.
 
Задачи урока:
активизировать знания по теме, полученные в средней школе;
установить связь темы урока с общей темой «Обстоятельства»;
проверить степень сформированности представлений учащихся о роли деепричастий и деепричастных оборотов в речи, умения трансформировать конструкции с ними в сложные предложения;
выявить в ходе коллективного обсуждения все случаи обособления/необособления деепричастий;
осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков обособления деепричастий;
организовать самостоятельную тренировочную работу;
организовать творческую самостоятельную индивидуальную работу;
организовать творческую самостоятельную коллективную работу.
 
Формы работы: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная и групповая.
 
Условия проведения урока (оборудование): проектор и экран или интерактивная доска; компьютерный класс на этапе тренировки и контроля.

II. Отбор электронных ресурсов

Учитель отбирает из всех ресурсов, обслуживающих данную тему и выявленных на предыдущем этапе, только те из них, которые необходимы для конкретного урока, т.е.те, которыеотвечают определенным выше (см. п. I) параметрам: цели, задачам, формам работы, условиям проведения урока. В нашем случае это:
 
гипертекстовое определение «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов»;
интерактивная пунктограмма «Обособление деепричастного оборота» («Деепричастия и деепричастные обороты»), включающая информацию о случаях обособления/необособления;
словарь «Деепричастные обороты, деепричастия, фразеологизмы, наречия»;
таблица «Деепричастие в предложении»;
таблица «Обособление одиночного деепричастия и деепричастного оборота»;
тест «Деепричастие и деепричастный оборот»;
тест «Деепричастные обороты-фразеологизмы;
тест «Знаки препинания при обособленных членах предложения»;
тест «Обособление деепричастных оборотов» 1; тест «Обособление деепричастных оборотов» 2;
тест «Обособление обстоятельств»;
электронное задание «Почему выделенные слова не обособляются?». Варианты 1, 2 и 3;

III. Организация ресурсов

Учитель организует, выстраивает отобранные ресурсы (см. п.II) в соответствии с продуманным им ходом урока.
 
 
1. Урок начинается с постановки проблемной задачи: «Мы повторяем тему «Обстоятельства». Почему перед нами эта таблица?».
Учитель демонстрирует классу интерактивную мультимедийную таблицу «Обособление одиночного деепричастия и деепричастного оборота».


Рис. 1а                                                                Рис. 1б

 

2. Вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты являются в предложении обстоятельствами и обособляются запятыми, формулируется классом и подтверждается (или корректируется) путём открытия одного из вложений таблицы (см. рис. 1б). Последующая демонстрация интерактивной мультимедийной таблицы «Деепричастие в предложении» (см. рис. 2) дает возможность обратить внимание на обстоятельственные вопросы к деепричастиям в правой части таблицы, а затем предложить развернуть одиночные деепричастия в деепричастный оборот, еще раз указав на их обособленную позицию в предложении.

Рис. 2
 
3. Учитель ставит новую проблемную задачу: «Всегда ли деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми?». Для её решения мы будем использовать интерактивную пунктограмму «Деепричастие и деепричастные обороты». Информация, появляющаяся в ячейках таблицы после активизации вопросительных знаков (см. фрагмент таблицы на рис. 3б), служит либо поддержкой объяснения учителя, либо подтверждением результатов обсуждения каждого примера учениками.

Рис. 3а                                                                                       Рис. 3б

4. Далее с целью дальнейшего обсуждения и закрепления темы выполняется ряд электронных заданий «Почему выделенные слова не обособляются?». Варианты 1, 2 и 3 с использованием интерактивной доски. Задания выполняются учеником (учениками) у доски по результатам их коллективного обсуждения. После выполнения задания обобщаются выводы (возврат к пунктограмме из п. 3).
 

Рис. 4а 

Рис. 4б

 

Рис. 4в

 
5. В качестве домашнего задания ученикам можно предложить на выбор или в сочетании:
 
1)      выполнить электронные задания на домашнем компьютере или пользуясь раздаточным материалом:
Тест «Деепричастие и деепричастный оборот»; Тест «Деепричастные обороты-фразеологизмы»;
Тест «Обособление обстоятельств».
 
2)      Мини-проект: обеспечить новым набором примеров гипертекстовое определение «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов» пользуясь словарем примеров «Деепричастные обороты, деепричастия, фразеологизмы, наречия». Определения и словарь можно распечатать и раздать ученикам.
 
6. Последующий контроль по данной теме обеспечивают тесты:
Тест «Обособление деепричастных оборотов» 1 и 2;
Тест «Знаки препинания при обособленных членах предложения».

IV. Выявление недостающих ресурсов

На этом этапе важно вернуться к поставленной цели и сформулированным задачам, чтобы определить, позволяют ли имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы достигнуть результата. В данном случае такой анализ дал возможность нам убедиться в том, что цель  развития речи, а также активизации творческих способностей детей, развития умений и навыков в решении проблемных задач на основе поисковой и проектной деятельности достигается не в полной мере: та поисковая работа, которую мы предложили ученикам в качестве домашнего задания полезная, но носит формальный характер и не требует приложения творческих способностей.
Таким образом, мы приходим к выводу, что необходимы дополнительные ресурсы, обеспечивающие организацию творческой самостоятельной коллективной работы. Решение этой проблемы – задача следующего дня нашей совместной работы.
 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".