АППАРАТ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СТРЕЛОК И СИГНАЛОВ СИСТЕМЫ ГОРДЕЕНКО

Безопасность движения в районе железнодорожной станции зависит от правильного перевода стрелок и установки сигналов по маршруту следования поездов. В России механическая централизация стрелок и сигналов впервые была введена в 1869 г. - девять станций Николаевской железной дороги было оборудовано устройствами системы Крослея, в 70-х гг. появились также приборы западноевропейских фирм "Саксби и Фармер", "Маке Юдель и Ко", "Сименс и Гальске".

В 1884 г. инженер Института путей сообщения Императора Александра I Яков Николаевич. Гордеенко (1851 -1922) разработал первую отечественную систему централизации стрелок и сигналов с жесткими тягами и подал прошение о выдаче привилегии в Департамент торговли и мануфактур. Заслуженный профессор института Я.Н. Гордеенко более 30 лет занимался педагогической и научной деятельностью, совмещая ее в течение 20 лет с должностью хранителя музея института, положив начало уникальной коллекции устройств железнодорожной сигнализации. В 1885 г. первая установка его системы была введена в эксплуатацию на станции Саблино Николаевской железной дороги. В 1900-е гг. изобретатель разрабатывает систему централизации с гибкими тягами, позволяющую увеличить дальность управления стрелками до 500 м, а сигналами до 800 м.

Аппараты Гордеенко успешно конкурировали с иностранными аналогами на сети железных дорог России. В 1896 г. они были премированы на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде, в 1900 г. – на Всемирной технической выставке в Париже. К началу ХХ в. устройства централизации Гордеенко работали на 35 станциях Царицынской, Московско-Нижегородской, Рязанско-Уральской, Курско-Харьковско-Азовской, Николаевской железных дорог. Аппаратура для централизации изготавливалась в Санкт-Петербурге, сначала на механическом заводе князя Тенишева, а с 1896 г. – на заводе Глебова, в 1905 г. Гордеенко открыл собственный завод "Электромеханика" на Нижегородской улице. После 1917 г. завод продолжал работать как государственное предприятие "Завод железнодорожной сигнализации". На железных дорогах России устройства централизации Гордеенко проработали до 50-х гг. XX в.

В собрании Центрального музея железнодорожного транспорта (ЦМЖТ) России хранится аппарат исполнительского поста механической централизации стрелок и сигналов с гибкими тягами системы профессора Я.Н. Гордеенко, изготовленный в начале ХХ в. Аппарат состоит из чугунной станины высотой 1400 мм с укрепленным на ней стрелочным рычагом, одноочковым блок-аппаратом (для контроля за блокированием), ящиком зависимостей (для механических замыканий) и микротелефонной станции с коммутационной доской (для включения блок-элементов). В качестве тяги - проволока диаметром 5 мм. На станине так же закреплен шкив постового компенсатора и гиря для натяжения троса.

Единственный сохранившийся натурный образец аппарата системы профессора Я.Н. Гордеенко поступил в музей в 1965 г. из Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта и характеризует более чем полувековой период развития устройств сигнализации, централизации и блокировки на железных дорогах страны. Аппарат имеет мемориальное значение как дань памяти выдающемуся ученому и изобретателю, заложившему основы теории и практики современной автоматики и телемеханики на отечественном железнодорожном транспорте.

Л.М. Ласточкина