РЕФЛЕКС-КАМЕРА-ОБСКУРА С ЛИНЗОЙ

Рефлекс-камера-обскура – это камера-обскура с плоским зеркалом, благодаря которому на матовом стекле получается прямое изображение в горизонтальной плоскости. Рисунок получается после того, как полученное на полупрозрачной бумаге изображение будет обведено карандашом.

Усилия многих ученых и любителей натуральной философии 16 в.: Роджера Бекона, Джона Пекхема, Францискуса Мауромехуса, Эразмуса Райнхольда, Батисты Альберти, Леонардо да Винчи, Жироламо Кардано, Батисты Порта, Даниеля Барбаро и др., раскрыли основные принципы действия камеры-обскуры и человеческого глаза. В 17 веке для демонстрации действия глаза специально изготавливали камеры-обскуры в виде сферы с линзой и предлагали сравнить ее работу с действием бычьего глаза.

Тип портативных рисовальных аппаратов в виде ящичных рефлекс-камер-обскур с горизонтальной плоскостью изображения, имеющий конструкцию корпуса в виде вдвигающихся один в другой ящиков, берет начало от переносного аппарата для снятия топографических видов в виде легкой деревянной лачуги, имеющей форму параллелепипеда. Первые упоминания о таком аппарате относятся к 1572 году. Впервые камера-обскура была применена в качестве рисовального аппарата около 1589 года. В 1685 году в Вюрцбурге была опубликована работа по оптике немецкого монаха Иогана Цана, в которой приводился рисунок камеры-обскуры подобной конструкции.

Первое упоминание об использовании в камере-обскуре линзы относится к XVI в.: в 1550 году - это двояковыпуклая линза, в 1568-1585 гг. – плосковыпуклая линза. Следующим этапом стало использование многолинзовой системы: в 1610 г., 1657 г., 1685 г. появляются сочетания из двух и более линз. Проблема коррекции аберраций для камеры-обскуры с линзой была впервые поставлена в 1680 году и уровень коррекции, достаточный для получения фотографических снимков удовлетворительного качества, был достигнут в 1812 году с изобретением апланатического мениска, в дальнейшем широко применявшегося в пикториальной фотографии (пикториальная фотографии – фотография, подражающая живописи).

Конструктивно описываемый тип камер-обскур окончательно сформировался к концу XVIII века. Эти камеры получили широкое распространение в качестве рисовального аппарата, позволяющего делать зарисовки с натуры в любых условиях с достаточной степенью комфортности. Такой аппарат назывался «рисовальный аппарат для путешественников». Сохранились старинные гравюры с видами Санкт-Петербурга, сделанные по рисункам художника Махаева, выполненным с помощью камеры-обскуры.

Дальнейшего развития этот тип рисовальных аппаратов не получил, в неизменном виде конструкция сохранилась вплоть до 20-х годов XX столетия. В фонде печатных изданий Политехнического музея хранится каталог немецкой фирмы «Max Kohl» (Хемниц, Германия), в котором представлены камеры-обскуры 1920-1925 годов со встроенным зеркалом и горизонтальной плоскостью изображения. В качестве оптического элемента в большинстве этих рисовальных аппаратов использовались одиночная линза или объектив. Рисовальный аппарат в виде ящичной рефлекс-камеры-обскуры с линзой послужил прототипом для монитографа (монитограф – название компактного рисовального аппарата, изобретенного в 1878 году, в котором изображение строится на горизонтально расположенном матовом стекле так же, как и в камере-обскуре. Прибор имеет сложный объектив и штатив).

Создание в начале XIX века первой фотографической камеры происходило с использованием конструктивных элементов ящичной рефлекс-камеры-обскуры. Даже название «камера-обскура» за этими приборами сохранилось вплоть до начала следующего XX века. Впервые совершенно новый конструктивный элемент – узел установки фотоматериала и новое качество – полная светонепроницаемость, появляются в камерах-обскурах 1810-1820-х годов французского изобретателя Н. Ньепса. Именно эти нововведения позволили сделать первые фотоснимки и совершить качественный скачок в развитии техники: был создан прототип фотографической камеры, вытеснивший другие варианты конструкции и предопределивший её дальнейшее развитие.

Камера-обскура с линзой позволила доказать, что изображение в глазу является перевёрнутым. С её помощью в XVI веке была доказана объективность существования оптических явлений и экспериментально опровергнута теория К.Птолемея (ок. 90-ок. 160 гг.) о природе света как системе «зрительных» лучей, принципиальное значение в которой имела жесткая зависимость наблюдаемого оптического явления от чувственного восприятия человека.

Светонепроницаемость корпуса, оптическая схема, наличие механизма наведения на резкость и его конструкция были использованы в XIX в. для создания фотографического аппарата.

Е.Н.Фисенко