Урок 17. Проект «Птицы вокруг нас» (работа с компьютерным ресурсом)

Работа учащихся с компьютерным ресурсом

К этому уроку у ребят должна накопиться достаточно большая коллекция фотографий птиц, которую они должны принести в класс на одном из электронных носителей. В начале попросите ребят открыть компьютерный ресурс к проекту «Птицы вокруг нас» и выбрать одну из своих птиц (и ее фото, конечно). На главном экране проекта попросите ребят выбрать опцию, которая позволяет добавить птицу в базу. Ресурс построен так, что на каждом экране ребятам будет предлагаться схема описания некоторой части птицы: головы, шеи, спины, брюшка и т. д. Ребята при этом будут выбирать признаки из данного набора, выбирая один или несколько вариантов из предложенных. Чаще всего ребятам придется выбирать цвет, но в некоторых случаях ребятам придется выбирать размер, форму и т. д. Кроме того на многих экранах есть дополнительные признаки, которые могут быть или не быть у данной птицы. Ребята будут выбирать их только в том случае, если они есть у данной птицы. Также учащимся на одном из экранов предлагается вставить фото своей птицы.

Кроме того, ребята сами должны определить и напечатать название своей птицы. Конечно, многие птицы детям знакомы. Тем не менее их названия тоже лучше уточнить. С помощью компьютерных возможностей это можно сделать так. Зайти на справочно-поисковый сайт, набрать в строке поиска предполагаемое название птицы и искать такую птицу среди картинок (и фото). После того как откроются картинки и фотографии, нужно просто сравнить изображения со своим.

Однако, скорее всего, у ребят найдутся и такие фото, название птиц на которых им не известно. Ребята должны выяснить их самостоятельно. Это можно сделать с помощью справочно-поисковых систем через Интернет (см. проект «Мой Интернет») или при помощи бумажных носителей. Если никаким способом ребенку это сделать не удалось, предложите ему свою помощь или вместе обратитесь за помощью к учителю биологии. После того как ребята под вашим контролем занесли одну из своих птиц в базу и вы ответили на все их вопросы, они по очереди начинают заносить в базу всех птиц, за которыми наблюдали.

В конце урока надо обязательно оставить 5–10 минут, чтобы показать ребятам, какие еще возможности предоставляет данный компьютерный ресурс, чтобы на следующих этапах проекта ребята в нем свободно ориентировались. Так данный ресурс по признакам, которые выбирают ребята сам составляет рассказ-описание каждой птицы. Эти рассказы можно просмотреть. Также можно посмотреть все фото, а также список всех птиц, которые есть в базе.

По окончании этого урока нужно дать ребятам задание продолжать наблюдать за птицами и делать фото. Эту работу ребята будут вести в течение всего года и заканчивать в 4 четверти. Дело в том, что многие птицы являются перелетными, поэтому наблюдать их можно только в определенном сезоне. Поэтому, чтобы ребята могли собрать в базе как можно больше птиц, им необходимо вести наблюдение в течение всего года.

Что касается занесения новых птиц в базу, решите заранее как вам с ребятами будет удобно. Можно вести эту работу в течении всего года, периодически (например, раз в месяц) выделяя пол-урока на эту работу. Если у вас нет возможности делать это с ребятами на уроке, предложите ребятам заниматься этой работой в перемены или после уроков, по мере появления новых фото. Можно занести всех новых птиц разом, взяв пол-урока от второго урока проекта.