ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТА

(Лука, 24:50-52; Марк, 16:19; Деяния, 1:9-12)

(50) И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. (51) И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. (52) Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

(Лк. 24:50-52)

(9) Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. (10) И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде (11) и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (12) Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

(Деян. 1:9-12)

Эти стихи дают представление и о том, как вознесся Христос, и о том, как Он возвратится в будущем. Новый Завет точно определяет место и время Вознесения Христа: это произошло сорок дней спустя после Воскресения Христа («...явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» — Деян. 1:3); на горе Елеон («Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» — Деян. 1:12); вблизи Вифании («И вывел их вон из города до Вифании» — Лк. 24:50).

Необходимо отметить, что Матфей и Иоанн не упоминают о Вознесении Христа; текст Марка относится к фрагменту, которого нет в древнейших рукописях. Таким образом, Лука единственный из евангелистов, кто изображает Вознесение Христа как событие очевидное и исторически достоверное. В отличие от предыдущих уходов Христа, являвшегося ученикам по воскресении Своем, когда Он покидал их внезапно, на сей раз, Христос возносился постепенно: «Он поднялся в глазах их», и облако покрыло Его.

Много споров велось по поводу того, кто были представшие Апостолам два мужа в белой одежде. Одни исследователи Св. Писания считают, что это могли быть Енох и Илия — два ветхозаветных святых, которые были взяты на небо, непознавшими смерть. Согласно мнению других, это были Моисей и Илия, те самые ветхозаветные пророки, которые явились в сцене Преображения Христа. Но по самому распространенному мнению это были два Ангела. Они обратились к Апостолам со словами: «Мужи Галилейские». Такое обращение было оправда­но, поскольку иудея Иуды среди них уже не было.

Хотя необычные обстоятельства Вознесения Христа служили верным призна­ком того, что на сей раз Его уход был окончательным, из слов двух небесных вестников ученики узнали, что Христос вернется вновь. Ученикам было обеща­но, что Христос опять возвратится на землю «в таком же виде», как они Его видели возносившимся. В связи со вторым пришествием многие характерные признаки Его вознесения упоминаются и в других местах Св. Писания. Некото­рые богословы считают, что это относится к Восхищению Церкви, которое произойдет за семь лет до второго пришествия Христа, когда Он явится установить Свое Царство на тысячу лет. Но более вероятно, что это относится к возвращению Христа в славе, чтобы объявить о начале нового периода. Библия свидетельствует о том времени, когда Христос придет на облаках славы (Дан. 7:13; Мф. 24:30; Откр. 1:7), «и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской» (Зах.  14:4).

Церковь первых веков христианства вспоминала о Вознесении Христа в связи со Св. Троицей. В IV веке возник праздник Вознесения Христова, который отмечался на сороковой день после Пасхи. В соответствии со свидетельством Деяний Апостолов, христианская традиция приняла в качестве места Вознесе­ния Христа вершину Елеона; здесь уже в IV веке была поставлена часовня. В XII веке крестоносцы воздвигли восьмиугольное здание с колоннами и откры­тым посередине куполом, которое уже в том же XII веке (1187) было превращено в мечеть (здесь до сих пор показывают камень с отпечатком, как считается, ноги Христа).

Первые изображения Вознесения Христа в искусстве относятся к рубежу III и IV веков. На них показано, как из облаков протягивается рука Бога-Отца и ведет молодого Христа по горе к небу. Этот иконографический тип Вознесения сохранялся до эпохи Каролингов, когда его сменил пришедший из Византии двухплановый образ: в нижней половине стоит Дева Мария (о которой нет упоминания в Новом Завете в связи с Вознесением Христа; позже Она стала символизировать провожающую Христа на небо и ожидающую Его второго пришествия Церковь) с Апостолами, в верхней половине в ореоле фигура Христа; он возносится на небо, как правило, в сопровождении двух Ангелов. Так трактован этот сюжет на миниатюре в Евангелии Раввулы (ок. 586).

Начиная с XIII века все «помощники» Христа в Его Вознесении были отвергнуты, и Христос стал изображаться самостоятельно воспаряющим на небо. Это в принципе отличало образ возносящегося Христа от образа Девы Марии, поднимаемой, то есть взятой (Ангелами), на небо. Это различие отразилось в латинских терминах: Ascensio Christi (Вознесение Христа) и Assumptio Mariae (Взятие на небо [то есть Успение] Марии).

В эпоху Возрождения можно встретить три типа изображения Вознесения Христа: 1) Христос изображается анфас, обычно в обрамлении мандорлы, которую могут поддерживать Ангелы; 2) фигура Христа изображается в про­филь, как будто Он именно взбирается на небо; 3) Христос в буквальном смысле исчезает в облаке — снизу видны лишь Его ноги.

Естественно, что в силу особенности темы — Вознесение Христа на небо — этот сюжет гораздо чаще встречается в росписях церквей, нежели в станковой живописи, причем занимает либо купол (Корреджо), либо пространство под сводами (Бонайути; Джованни да Милано). (Местоположение Вознесения Хри­ста в системе росписей в падуанской капелле Скровеньи (Джотто) — в нижнем регистре — скорее, исключение.) Нередко ему отводится вся западная стена церкви.

Джотто. Вознесение Христа (1304—1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Фреска Джотто является великолепным примером типа Вознесения, в кото­ром художник строго следует библейской программе. Христос изображен в профиль и как бы самостоятельно восходит на небо: воздетые руки — деталь рассказа Луки; облако, окутавшее Его стопы и отделяющее Его от земли, — из рассказа Деяний. На небе Его приветствует хор Ангелов (всего двадцать четыре; нередко художники изображают их ликующими — поющими и играющими на музыкальных инструментах). Внизу на земле изображены Апостолы и Дева Мария. Все они коленопреклоненные, с молитвенно сложенными руками, что соответствует словам Луки: «Они поклонились». Дева Мария, о присутствии которой при Вознесении Христа в Библии ничего не говорится, имеет явно символическое значение — она олицетворяет Церковь, и ее фигура в сравнении с Апостолами более массивна; к тому же она несколько отделена от монолит­ной группы Апостолов. Здесь же два Ангела, о которых говорится в Деянии Апостолов. Самих Апостолов одиннадцать. Отсутствует, естественно, Иуда Ис­кариот; Матфий еще не избран. При таком числе Апостолов имеется в виду, что нет и Павла (в византийских памятниках Апостолов двенадцать — с Павлом); западная традиция придерживается, как правило, изображения именно один­надцати учеников (таково их число, в частности, в сцене Вознесение Христа на фреске Джованни да Милано в капелле Ринуччини в церкви Санта Кроче во Флоренции; на фреске Корреджо в Парме), хотя известны примеры изображе­ния и двенадцати Апостолов (Бонайути). Если изображается все-таки двенад­цать, то Петр (может быть со своим традиционным атрибутом — ключами) и Павел (с мечом) стоят по обе стороны от Девы Марии (то есть Церкви), как символы соответственно еврейского народа и язычников, то есть тех народов, к которым они были посланы с евангелической миссией. Таким образом, изображения Вознесения Христа можно условно разделить на «исторические» (то есть опирающиеся на буквальный смысл библейского рассказа), когда изображается одиннадцать Апостолов и нет Девы Марии, и «символические» (или «литургические»), когда изображаются символы и персонификации Цер­кви — Дева Мария и Апостол Павел.

Средневековая теология разработала систему соответствий между Ветхим и Новым Заветами, и параллелью Вознесению Христа, естественно, служило в первую очередь вознесение на небо ветхозаветного пророка Илии: «(11) Когда они [Илия и Елисей. — A. M.] шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. [...] (13) И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад» (4 Цар. 2:11, 13). Именно этот эпизод изобразил Джотто в качестве сопутствующего Вознесению Христа. Комментаторы обращают внимание на то, что нет определенного указания, что Илия был взят в саму колесницу. Однако именно так он обычно изображается, так он предстает и у Джотто.

В еще более разработанном с точки зрения типологии виде интерпретировано Вознесение Христа на иллюстрации в изданиях Biblia Pauperum (Библии бедных).

Кроме Илии, в качестве прообразов Вознесения Христа здесь фигурируют Моисей: «(11) Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих» (Втор. 32:11); Давид: «(6) Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пc. 46:6); Соломон: «(8) Вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам» (Песн. 2:8). Но, быть может, самая полная разработка типологии Вознесения Христа в западном изобразительном искусстве имеется у Андреа Бонайути в его росписи свода испанской капеллы в церкви Санта Мария Новелла во Флорен­ции: здесь в треугольном (по периметру свода) бордюре изображено двенадцать пророков с их соотносящимися с Вознесением Христа пророчествами.

 

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Вознесение Христа (1304—1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Джованни да Милана Вознесение Христа (1365). Флоренция. Капелла Ринуччини в церкви Санта Кроче.

Андреа Бонайути. Вознесение Христа (1365—1368). Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла, Испанская капелла.

Корреджо. Вознесение Христа (1521). Парма. Церковь Сан Джованни Эванджелиста.

 

© Александр МАЙКАПАР