НЕВЕРИЕ ФОМЫ

(Иоанн, 20:19-29)

(19) В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (20) Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. (21) Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. (22) Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. (23) Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (24) Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. (25) Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. (26) После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! (27) Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. (28) Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (29) Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

(Ин. 20:19-29)

В своем Евангелии Иоанн прослеживает, с одной стороны, развитие неверия, которое достигло своей кульминации в распятии Христа, а с другой стороны, возрастание веры, которая достигает апогея в уверовании Фомы. Фома не поверил тому, что ему говорили другие ученики. Ему нужны были зримые и осязаемые доказательства воскресения Христа. И эти доказательства были ему предъявлены Самим Христом. При этом Христос явил несколько чудес (помимо того главного, что Он был воскресшим): Он предстал среди Апостолов, несмотря на запертые двери дома, где они собрались; Он знал о неверии Фомы, как знал ранее — в эпизоде со статиром (см. ЧУДО СО СТАТИРОМ) — о теме разговора Петра со сборщиком подати на храм.

Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным во многих языках. Но был ли Фома действительно более неверующим, нежели другие Апостолы? Апостолы не поверили Марии Магдалине; когда она пришла сказать им, что Христос жив и она видела Его. Они не поверили Св.Женам, пришедшим от гроба и возвестившим им о воскресении Христа, — слова их показались Апостолам «пустыми», и они «не поверили им» (Лк. 24:11). Они не поверили двум из тех, кто был с Ним, когда те пришли из Эммауса и сказали, что видели Его. Христос Сам упрекал Апостолов, принимавших с Ним участие в Тайной Вечери, «(14) за неверие и жестокосердие, что видившим Его воскресшего не поверили» (Мк. 15:14). Здесь важно обратить внимание на то, что если в остальных случаях евангелисты, как правило, конкретно называют тех, кто возвестил о воскресении Христа, но не называют по имени тех, кто поверил, то в случае с Фомой ситуация противоположная: не говорится, кто именно сообщил молодому ученику о воскресении Христа (просто: «другие ученики»), но неповеривший назван — это Фома. Этим можно, по-видимому, объяснить то, что Фома стал олицетворением поначалу неверия, а затем, кстати, веры особенно крепкой. «Ответ Фомы: «Господь мой и Бог мой!» — не много имеет себе равных в Евангелии по эмоциональной силе, — отмечает профессор Джон А. Блум. — Вот был человек сомневающийся, но, получив доказательство воскресения Христа, он от всего сердца провозгласил, что Галилеянин по имени Иисус есть Бог, пришедший на землю во плоти» (Блум Дж. А. Толкование четырех Евангелий..., с. 363).

По-арамейски «Фома» означает «близнец». У Иоанна встречается греческое имя «Дидим», что тоже значит «близнец». Прозвище «Близнец» породило позднее толкование, будто бы Фома был братом-близнецом Христа. В раннем христианском искусстве Фома изображался молодым и без бороды. Таким он предстает на палестинской ампуле из Иерусалима (хранится в Монце): воскрес­ший Христос явился Апостолам, и Фома вкладывает пальцы в Его рану; надпись воспроизводит слова Фомы: «Господь мой и Бог мой». Изображение Фомы молодым встречается и в эпоху Возрождения. Яркий пример — скульп­турная группа Христос и Фома (Неверие Фомы) Андреа дель Верроккио (Верроккио): Христос открывает рану на груди, а Фома намеревается вложить в нее пальцы.

Андреа дель Верроккио. Неверие Фомы (1476—1483).

Флоренция. Церковь Ор Сан Микеле.

 

В искусстве Контрреформации Фома, как правило, предстает мужчиной зрелого возраста и с бородой. Шедевром западноевропейского искусства на эту тему является картина Рембрандта (Рембрандт).

Рембрандт. Неверие Фомы (1634). Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Поразительную гамму оттенков изумления передает художник, изображая реакцию не только Фомы, но и других Апостолов на предъявляемые Христом доказательства. В московской картине есть  фигуры иллюстрирующие слова Евангелия (например, отвернувшийся  и молитвенно сложивший руки человек справа напоминает нам о тех, кто не видел воскресшего Спасителя, но  уверовал). Но  есть и отклонения от евангельского текста – так, на картине изображены две женщины (очевидно, Дева Мария и Мария Магдалина), а на первом плане – спящий ученик, возможнно, апостол Иоанн.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Андреа дель Верроккио. Неверие Фомы (1476—1483). Флоренция. Церковь Ор Сан Микеле.

Рембрандт. Неверие Фомы (1634). Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Гверчино. Неверие Фомы (ок. 1621). Рим. Ватиканская пинакотека.

Караваджо. Неверие Фомы (1600-е). Потсдам. Новый дворец.

© Александр МАЙКАПАР