ПРИЗВАНИЕ ПЕТРА, АНДРЕЯ, ИАКОВА И ИОАННА НА АПОСТОЛЬСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

(Матфей, 4:18-22; Марк, 1:16-20)

(18) Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, (19) и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. (20) И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. (21) Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. (22) И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

(Мф. 4:18-22)

Прежде всего, требует уточнения хронология событий, связанных с призва­нием будущих Апостолов на служение. В приведенном фрагменте из Евангелия от Матфея говорится: «Симона, называемого Петром». Из этого выражения ясно, что уже тогда Симон носил это свое прозвище. Из рассказа Иоанна узнаем, что Иисус так назвал Симона, брата Андрея, при их первой встрече, когда они были еще учениками Иоанна Крестителя: «(40) Одним из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. (41) Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; (42) и привели его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1:40—42). («Кифа» — слово сиро-халдейское, а «Петр» — греческое; и то и другое означают «камень». Впоследствии Иисус Христос объяснил, почему Он так назвал Симона. Он сказал: «Ты — Петр (то есть камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). См. ВРУЧЕНИЕ КЛЮЧЕЙ ПЕТРУ.)

Итак, сопоставляя свидетельства Матфея и Марка о призвании Петра, Андрея, Иакова и Иоанна (подробности, расширяющие эти свидетельства, приводит Лука; см. ЧУДЕСНЫЙ УЛОВ) с рассказом Иоанна о призвании Андрея, Петра, Иоанна, Иакова, Филиппа и Нафанаила, происшедшем ранее (Ин. 1:35—51), следует заключить, что после первого призвания ученики Иисуса не всегда следовали за Ним во время Его путешествий, а иногда возвращались к своим прежним занятиям. Но после второго призыва они сделались неотлучными Его спутниками, а вскоре и избранными в число двенадцати Апостолов.

Многие ученики Иисуса до их призвания на апостольское служение были рыбаками. Иисус мог называть их «ловцами человеков», как бы намекая на их прежнюю профессию. К тому же он сравнивает Царство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб разного рода (Мф. 13:47).

Наиболее полно рассказ Матфея и Марка иллюстрирует ватиканския фреска Доменико Гирландайо.

Доменико Гирландайо. Призвание Апостолов Петра и Андрея (1481).

Ватикан. Сик­стинская капелла.

И хотя она известна под названием «Призвание Апос­толов Петра и Андрея», внимательный взгляд обнаружит, что художник изобразил также призвание Иакова и Иоанна. Иными словами, на фреске запечатлены три момента этой истории (Христос как бы идет по берегу озера слева направо (по отношению к зрителю) — «Оттуда, идя далее...» (Мф. 4:21); так же следуют и эпизоды рассказа): в левой части фрески на заднем плане Христос. обращается к Петру и Андрею, находящимся в лодке; в центре на переднем плане Христос, очевидно, произносит свои главные слова: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», Апостолы стоят перед Ним коленопреклоненные (обе эти сцены встречаются в западной живописи как отдельные иконографические типы изображения призвания первых Апостолов); наконец, в правой части фрески на заднем плане Христос уже в сопровожде­нии Петра и Андрея обращается к Иакову и Иоанну, сидящим вместе с их отцом в лодке. Г. Шиллер утверждает, что в центре коленопреклоненными стоят Петр и Иаков (
Schiller G., р. 155). Это, по-видимому, неверно, поскольку этих же двоих учеников мы видим среди сопровождающих Христа в тот момент, когда он только призывает Иакова и Иоанна.

Хотя сюжет призвания Петра и Андрея встречается в западной живописи наиболее часто, известны примеры иллюстрирования призвания второй пары учеников — Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея. Такова картина Марко Базаити: Христос стоит на берегу озера; Его сопровождают уже последовавшие за Ним Петр и Андрей; из причалившей к берегу лодки выходят Иаков и Иоанн, первый уже преклонил колено перед благословляющим его Христом. Несмотря на то что и Матфей и Марк, чьи рассказы мог иметь в виду художник, единодушны в утверждении, что Иаков и Иоанн оставили «лодку и отца своего», Базаити изображает то, как он, их отец, также делает шаг из лодки навстречу Христу.

Изображение толпы людей в этой сцене — вольность Гирландайо. Евангелие не говорит в данном случае ни о присутствии других учеников Христа, ни о других людях. Многолюдное общество на берегу озера, которое изобразил Гирландайо, не подпадает под определение «работников», о которых мельком упоминает Марк, говоря о Зеведее, что еще как-то можно было бы истолковать как указание на многолюдье в момент призвания Апостолов. Некоторое оправ­дание этой вольности художника дает другой рассказ — Луки — о призвании Петра и Андрея: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, (2) увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети» (Лк. 5:1—2) (см. ЧУДЕСНЫЙ УЛОВ). В персонажах, облаченных во флорентийские одежды XV века, современники художника обнаруживали много сходства со своими со­гражданами.

 

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Доменико Гирландайо. Призвание Апостолов Петра и Андрея (1481). Ватикан. Сик­стинская капелла.

Марко Базаити. Призвание сыновей Зеведея (ок. 1500). Венеция. Галерея Академии.

© Александр МАЙКАПАР