ИЗГНАНИЕ ТОРГУЮЩИХ ИЗ ХРАМА

(Очищение  храма)

(Матфей, 21:12-13; Марк, 11:15-19;

Лука, 19:45-46; Иоанн, 2:13-17)

(13) Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим (14) и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. (15) И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. (16) И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. (17) При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

(Ин. 2:13-17)

Рассказ об очищении храма от торгующих в нем приводят все четыре евангелиста. Однако у синоптиков эта акция Христа — одно из последних Его деяний, тогда как по Иоанну это начало Его общественного служения. Разное местонахождение этого события в жизнеописании Христа и некоторые различия в рассказе синоптиков, с одной стороны, и Иоанна — с другой, дали основание считать, что Иисус дважды предпринимал попытку очистить храм. Первое очищение явилось для народа полной неожиданностью, второе же, происшедшее примерно три года спустя, стало одной из непосредственных причин Его смерти («Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его» — Мк. 11:18). Особая значимость этого сюжета в том, что Иисус здесь впервые всенародно провозгласил себя Сыном Божиим, назвав Бога своим Отцом.

Продавать жертвенных животных нужно было главным образом для иност­ранцев, которые приходили в Иерусалим издалека и не могли принести их с собою. Еще Моисей предвидел такую необходимость (Чис. 15:13—15). Строго говоря, и менялы были необходимы, поскольку ни в сокровищницу, ни в уплату подати, собиравшейся на храм, не принимались иностранные монеты (ср. с ЧУДОМ СО СТАТИРОМ; но не с ДИНАРИЕМ КЕСАРЯ - здесь другая подать и другая валюта); у прибывавших в Иерусалим иностранцев иудейских денег было мало, поскольку они не были в хождении в других местах, а храмовая подать должна была платиться священными сиклями (шекелями). Словом, менял и торговцев в притворе Соломоновом было великое множество (по свидетельству Иосифа Флавия, в описываемую им одну из Пасх было продано 256 500 агнцев).

Памятники изобразительного искусства не могут дать ответа на вопрос, имел ли художник в виду, что было одно очищение, или он полагал, что их было два. Однако определенные детали, которые изображают художники, проливают свет на то, какой из рассказов — синоптиков или Иоанна — иллюстрирует данный мастер. Так, «бич из веревок» упоминает только Иоанн (Джотто, Эль Греко).

Джотто. Изгнание торгующих из храма (1304—1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Эль Греко. Очищение храма (ок. 1600). Лондон. Национальная галерея.

Художников привлекала возможность передать динамизм происходящего: разбегающиеся животные, защищающиеся и увертывающиеся от ударов торгов­цы, перевернутые столы... Одни художники акцентировали внимание на изгна­нии торговцев священными животными (Джотто, Эль Греко), другие — на меновщиках (Рембрандт).

Рембрандт. Изгнание торгующих из храма (1626). Москва. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Интересные соображения по поводу картины Рембрандта приводит М. С. Сененко: «При создании композиции художник ориентировалсяна гравюру А. Дюрера из  серии  «Малые  Страсти», в частности, постановка фигуры Христа. <…> 

Альбрехт Дюрер. Изгнание торгующих  из храма.

(Из цикла гравюр «Малые  страсти»). (Ок. 1509).




Оглядывающийся на Христа меняла – один  из  постоянных персонажей, так называемый «отец Рембрандта», изображенный на многих  картинах  лейденского периода» (Рембрандт, его предшественники и последователи. М. 2006. С. 48)

 Помимо изгонявшихся, могли изображаться также ученики Христа (основание для этого: Ин. 2:17) (Валантен) и книжники с первосвященниками (Мк. 11:18). В соответствии с символикой пространства по левую и правую руку от Христа (подробнее об этом см. РАСПЯТИЕ ХРИСТА; СТРАШНЫЙ СУД) первые помещались с «хорошей» стороны (по правую руку), вторые — с «плохой» по левую (Джотто). Для изображения в этой сцене прозревших слепцов (Эль Греко) основание имеется у Матфея: «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их» (Мф. 21:14).

Изгнание Христом торговцев из храма типологически подразумевает ветхоза­ветные изгнания, которые старыми мастерами включались, согласно средневе­ковой христианской концепции, в данную сцену. Так, Эль Греко, в частности, в качестве одного из барельефов храма изображает сюжет Изгнание Адама и Евы из Рая. Другим изгнанием, которое также считалось прообразом Очищения храма было Изгнание Илиодора (Илиодор, один из сановников двора Селевка Филопатора, был послан в Иерусалим, чтобы ограбить храм Соломона; явив­шись с этой целью в храм, он был изгнан из него «страшным всадником» на коне: «быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нем, казалось, имел золотое всеоружие» — 2 Мак. 3:25).

Иную параллель Очищению храма проводили гуманисты Возрождения. Они видели языческий прообраз его в пятом подвиге Геракла — очищении авгиевых конюшен. В эпоху Реформации в очищении храма Иисусом Христом усматривали аллюзию на лютеровское осуждение практики продажи папских индульгенций (Рембрандт; акцент на изгнании из храма менял).

 

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Изгнание торгующих из храма (1304—1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Неизвестный мастер школы Квентина Метсиса. Изгнание торгующих из храма (XVI век). Амьен. Музей изобразительных искусств.

Альбрехт Дюрер. Изгнание торгующих  из храма. (Из цикла гравюр «Малые  страсти»). (Ок. 1509).

Эль Греко. Очищение храма (1568—1570). Вашингтон. Национальная галерея искусств.

Эль Греко. Очищение храма (ок. 1600). Лондон. Национальная галерея.

Рембрандт. Изгнание торгующих из храма (1626). Москва. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Валантен (де Булонь). Изгнание торгующих из храма (первая треть XVII века). Санкт-Петербург. Эрмитаж.

Гиберти. Изгнание торгующих из храма (слева) (первая половина XV века). Флорен­ция. Двери баптистерия.

© Александр МАЙКАПАР