ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ

(Лука, 2:15-16)

(15)  Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

(16)  И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

(Лк., 2:15-16)

       Строго говоря, Лука ничего не сообщает о поклонении пастухов: они лишь «нашли» Младенца и затем разгласили о его рождении («Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем». Лк. 2:17).

       Сюжет Поклонение пастухов был введен в художественный канон под влиянием пиетизма францисканцев. В глазах Франциска Ассизского, обручивше­гося с Госпожой Св. Бедностью, исповедовавшего культ бедности («Sancta paupertas confundit cupiditaten et avaritiam et curas huius saeculi» [лат. — «Святая Бедность прогоняет алчность, и скупость, и мирские заботы»]), беднейшие из людей были самыми блаженными, поскольку именно им — то- есть бедным пастухам — впервые была возвещена благая весть и именно они первыми пришли поклониться Младенцу, рожденному в бедности. Таким образом, в Италии, на родине этого проповедника «святой бедности», сюжет Поклонение пастухов получил наибольшее распространение; его стали изображать с XIV века. Бедность пастухов в изображении художников порой доходила до крайности (Джорджоне).

Джорджоне. Поклонение пастухов (ок. 1503). Вашингтон. Национальная галерея ис­кусств.

       К северу от Италии этот сюжет стал составной частью сюжета Поклонение Младенцу. В таком контексте пастухи поначалу изображались лишь с любопыт­ством взирающими на происходящее в хлеву, но позднее они, вместе с Марией и Иосифом, также стали изображаться поклоняющимися Младенцу.

       Пастухов может быть от двух (Джорджоне) до четырех (Фуке),

Жан Фуке. Рождение Христа (Часослов Этьена Шевалье) (1450—1460). Шантийи. Музей Конде.

 

но наиболее традиционно они предстают втроем (по аналогии с волхвами; см. ПОКЛОНЕ­НИЕ ВОЛХВОВ) (Гирландайо).

Доменико Гирландайо. Поклонение пастухов (1485). Флоренция. Церковь Санта Тринита.




Их дары, хотя и не перечислены Лукой, по традиции связаны с сельским бытом, в частности, это ягненок (порой со связанными ногами) — символ христианского жертвенного агнца. Иногда один из пастухов несет ягненка на плечах — по образу Доброго Пастыря (Гирлан­дайо). В искусстве
XVII века символы сельского труда и его плодов расширяют­ся — пастухи несут домашнюю птицу, крынку молока, корзину яиц и так далее. Среди атрибутов пастухов часто изображается пастушеский посох — аллюзия на пасторский посох.

Часто среди атрибутов пастухов фигурирует флейта (Гуго ван дер Гус, Берлин-Далем).

Гуго ван дер Гус. Рождение Христа (Алтарь Портинари) (1476—1478). Флоренция. Галерея Уффици.

 

В XVI и особенно в XVII веке продольная флейта заменялась волынкой (Бассано).

Якопо Бассано. Поклонение пастухов. Лондон. Хэмптон-корт.


Идея ввести музыку в данную сцену может происходить не только из давнего обычая музицировать подобным образом в пасторальной обстановке, но и более специфическим способом — из традиции в разных областях Италии играть на дудочках в Рождество перед образами Девы Марии и Младенца.

       Музыка в этой сцене нередко льется также от Ангелов, поющих «Ангельскую песнь» — гимн, о котором уже говорилось в связи с Рождением Иисуса Христа (см. РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА, Ангелы). В картинах нидерландских худож­ников XVXVI веков Ангелы часто поют по нотам, в которых нередко записаны реальные музыкальные произведения того времени.

       В картинах на этот сюжет подчас можно видеть изображение предшествующих эпизодов истории — Благовестие пастухам (Мантенья; Фуке; Гуго ван дер Гус, его «Алтарь Портинари»; здесь Поклонение пастухов включено в общий сюжет Рождение Христа, и, строго говоря, картина в целом должна называться «Поклонение Младенцу»; охапка соломы на переднем плане — деталь, заим­ствованная из «Откровения» Бригитты Шведской; подробнее см. РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА, Поклонение Младенцу).

Мантенья. Поклонение пастухов. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.

Яркий свет, излучаемый Младенцем, еще сильнее может подчеркивать то обстоятельство, что сцена эта ночная (Рембрандт; своим великим искусством художник сумел передать ту трансформирующую силу, которая вошла в сей мир с приходом в него Христа: лица, преображенные светом, излучаемым Младен­цем, выражают экстаз и веру. Приставная лестница, ведущая на полати хлева, не случайно, по-видимому, изображенная Рембрандтом, — один из инструмен­тов Страстей Господних — ср. СНЯТИЕ С КРЕСТА).

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Мантенья. Поклонение пастухов. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.

Джорджоне. Поклонение пастухов (ок. 1503). Вашингтон. Национальная галерея ис­кусств.

Якопо Бассано. Поклонение пастухов. Лондон. Хэмптон-корт.

Гуго ван дер Гус. Поклонение пастухов (вторая половина XV века). Берлин-Далем. Картинная галерея.

Гуго ван дер Гус. Рождение Христа (Алтарь Портинари) (1476—1478). Флоренция. Галерея Уффици.

Жан Фуке. Рождение Христа (Часослов Этьена Шевалье) (1450—1460). Шантийи. Музей Конде.

Якоб Корнелис ван Остзанен. Поклонение пастухов (1512). Национальные музей и галереи Каподимонте.

Рембрандт. Поклонение пастухов (1646). Мюнхен. Старая пинакотека.

Доменико Гирландайо. Поклонение пастухов (1485). Флоренция. Церковь Санта Тринита.

© Александр МАЙКАПАР