ОБРЕЗАНИЕ МЛАДЕНЦА И НАРЕЧЕНИЕ ЕГО  ИИСУСОМ

(Матфей, 1:25; Лука, 2:21)

(21) По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

(Лк. 2:21)

Если о наречении Младенца Иисусом говорят и Матфей и Лука, то об обрезании свидетельствует только Лука.

Матфей повествует о том, что имя Иисус (греческая форма еврейского слова «Иешуа», сокращенного от «Иегошуа», что значит «помощь Иеговы», или «Спаситель») дал конкретно Иосиф («Наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». Мф. 1:25), осуществив наказ Ангела, явившегося ему во сне: «(20) Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; (21) родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20—21). (Явление Иосифу во сне Ангела — опять-таки по традиции считающегося Архангелом Гавриилом, Ангелом благой вести, идентифицируе­мым так по его традиционному в западной живописи атрибуту — жезлу, увенчанному геральдической лилией (fleur-de-lys) (ср. с другими сюжетами благовестий: БЛАГОВЕСТИЕ ЗАХАРИИ, БЛАГОВЕЩЕНИЕ, ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА) — это явление составляет в западном искусстве тему Сон (первый) Иосифа.)

Что касается Луки, то целью этого евангелиста было показать, что все обряды над Младенцем Христом были совершены строго согласно Моисееву закону: «(1) И сказал Господь Моисею, говоря: (2) скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста. (3) В восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его» (Лев. 12:1—3). Обряд обрезания требовался как знак завета: «Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:11). В глазах евреев необрезанный не мог войти в общество народа Божия; он не мог входить ни в храм, ни в синагогу. Необрезанного евреи не признали бы за Мессию. Точно так же Дева Мария, не отбыв срок очищения, не могла бы считаться истинной израильтянкой. Вот почему были исполнены все эти требования закона.

Ни Лука, ни Моисеев закон ничего не говорят о том, что обряд этот необходимо производить в храме. Более того, Господь наставляет Моисея: «(4) И тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев. 12:4). Однако художники нередко помещают эту сцену в интерьер храма. И тот факт, что обряд этот совершает священник, которому, как это часто изображают художники, родители вверяют Младенца, является причиной порой неверного толкования сюжета Обрезание Младенца Христа как Поклонение Симеона [«Nunc dimittis, Domine» (лат. — «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко»)].

Младенец может находиться на руках у священника, в то время как операцию производит другой, менее высокого звания (Шейфелейн).

Ханс Шейфелейн. Обрезание Младенца Христа. (ок. 1505—1506). Эстергом. Христиан­ский музей.

 


Мария и Иосиф стоят рядом. У Марии скорбный вид (Дюрер), поскольку это первое пролитие Св. Крови Христа, которое некоторые ученые считают одной из скорбей Девы Марии; согласно более широко распространенно­му мнению, первой Скорбью Девы Марии являются пророческие слова Симе­она.

Альбрехт Дюрер. Обрезание Младенца Христа. (Из цикла гравюр «Жизнь Марии»). (Ок. 1505).

Другие шесть — Бегство в Египет (БЕГСТВО В ЕГИПЕТ), Потеря Христа на пути из Иерусалима (ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИЙ ИИСУС В ХРАМЕ), Несение креста (ШЕСТВИЕ НА ГОЛГОФУ), Распятие Христа (РАСПЯТИЕ ХРИСТА), Снятие с креста (СНЯТИЕ С КРЕСТА), Вознесение (когда Христос в последний раз в земной Своей жизни покидает Мать) (ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТА).

Чаще, однако, Младенец изображается на руках у Марии. Могут присутство­вать еще несколько священников; в руках у одного из них поднос, на котором лежит нож (или его уже взял в руки тот священник, который делает обрезание). Еще один священник может держать метрическую книгу, в которую он заносит имя Младенца, поскольку наречение в соответствии с древнееврейским зако­ном производилось вместе с обрядом обрезания (Рембрандт, Дитрих). (См., помимо приведенных выше цитат из Луки и книги Бытия, Лк. 1:59.)

Средневековая Церковь придавала большое значение празднованию Обреза­ния Христа, поскольку отмечала тем самым первое пролитие Св. Крови, и нож, которым оно совершилось, фигурирует среди инструментов Страстей Господних (другим основанием присутствия ножа в контексте инструментов Страстей является использование его Петром в эпизоде Взятия Христа под стражу; см. ВЗЯТИЕ ХРИСТА ПОД СТРАЖУ).

Этот эпизод нередко встречается в итальянской живописи эпохи Ренессанса, но наиболее часто к нему стали обращаться в эпоху Контрреформации, особенно художники, примыкавшие к ордену иезуитов, поскольку именно этот эпизод Евангелия повествует о наречении Иисуса, во имя Которого был учрежден данный орден.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Андреа Мантенья . Обрезание Младенца Христа. 1526. Флоренция. Алерея Уффици.

Рафаэль. Обрезание  Младенца Христа. (1502). Рим. Ватикан. Пинакотека.

Рембрандт. Обрезание Младенца Христа. (1661). Вашингтон. Национальная галерея.

Ханс Шейфелейн. Обрезание Младенца Христа. (ок. 1505—1506). Эстергом. Христиан­ский музей.

Христиан Вильгельм Дитрих. Обрезание Младенца Христа. (1731). Санкт-Петербург. Эрмитаж.

Альбрехт Дюрер. Обрезание Младенца Христа. (Из цикла гравюр «Жизнь Марии»). (Ок. 1505).

Виллем де Портер. Обрезание Младенца Христа. (1630-е). Москва. ГМИИ им. А. С. Пушкина

© Александр МАЙКАПАР