Влияние дотаций на излишки потребителя и производителя
Введение
Цели работы
  • Знакомство с применением экономической модели «Влияние дотаций на излишки потребителя и производителя».
  • Исследование влияния размеров потоварной дотации на излишки потребителя и производителя.
  • Экспериментальное определение зависимости чистых потерь общества от величины дотации.
  • Экспериментальное определение зависимости потерь потребителя и производителя от положения кривых спроса и предложения.
План выполнения работы
1. Прочитайте теоретические пояснения. Уясните сущность выделенных терминов.
2. Ознакомьтесь с механизмом компьютерной модели.
3. Выполните задания в соответствии с порядком выполнения лабораторной работы. Заполните приведенные таблицы и ответьте на вопросы, приведенные в заданиях.
4. Проверьте полученные вами знания, ответив на контрольные вопросы.

Краткая теория

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве.
Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов. Например, производители могут оказаться не в состоянии выпустить такое количество товара.
Можно рассматривать как индивидуальный спрос (спрос конкретного покупателя), так и общую величину спроса (спрос всех покупателей, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина спроса, так как индивидуальный спрос сильно зависит от личных предпочтений покупателя и, как правило, не отражает реальной картины, сложившейся на рынке. Так, конкретный покупатель может вообще не испытывать нужды в каком-либо товаре (например, велосипеде), тем не менее, на рынке в целом спрос на этот товар существует.
Как правило, спрос на товар подчиняется закону спроса.
ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах.
Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве.
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике также рассматривается совокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке.
Как правило, предложение товара подчиняется закону предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах.
Закон предложения может иметь исключения. Так, для целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить производство, а с ним и предложение товаров.
ГРАФИК СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – график, показывающий зависимость величины спроса и предложения от цены.
Каждой величине цены соответствует свое значение величины спроса и предложения. Эту зависимость можно выразить графически в виде кривой спроса и кривой предложения на графике спроса и предложения.
Обратите внимание на то, что, хотя по оси абсцисс обычно откладываются значения независимой переменной, на графике предложения, наоборот, по оси абсцисс принято откладывать цену (P), а по оси ординат – количество (Q).
КРИВАЯ СПРОСА – непрерывная линия на графике спроса, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина спроса. Линия спроса на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Обычно она изображается в виде кривой, напоминающей гиперболу. Кривую спроса обычно изображают лишь в центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур низкой или чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение спроса в них носит характер предположений.
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – непрерывная линия на графике предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения.
Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Иногда она изображается в виде прямой, а чаще – в виде кривой, напоминающей гиперболу. При этом кривую часто изображают так, что она как бы имеет вертикальную асимптоту. Этим хотят подчеркнуть ограниченный характер производственных возможностей: существует предел производства каждого продукта, такая величина выпуска, которая не может быть достигнута даже при самых высоких затратах, поскольку ресурсы носят ограниченный характер.
Кривую предложения обычно изображают лишь в начальной или центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение предложения в них носит характер предположений.
ТОЧКА РАВНОВЕСИЯ – точка пересечения кривой спроса и кривой предложения на графике спроса и предложения.
Поскольку, согласно закону спроса и закону предложения, спрос является монотонно возрастающей, а предложение – монотонно убывающей функцией, на графике спроса и предложения их кривые обычно пересекаются. Точка их пересечения соответствует состоянию рыночного равновесия, а ее координаты – равновесной цене и равновесному количеству.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – цена, для которой величины спроса и предложения равны. Иными словами, по данной цене производители готовы предложить ровно столько товара, сколько покупатели готовы купить. Отклонения от равновесной цены способны привести к состоянию дефицита или перепроизводства.
ДОТАЦИИ – денежные средства, выделяемые из бюджета для оказания финансовой поддержки предприятиям. В данной модели для ее упрощения рассматривается потоварная дотация (дотация в фиксированной сумме на каждую единицу товара).
ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ – разность между максимальной ценой, по которой потребитель готов приобрести товар, и той ценой, которую он за него заплатил.
Для совокупного спроса излишек потребителя равен площади между кривой спроса и горизонтальной линией, соответствующей рыночной цене.
ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – разность между минимальной ценой, по которой производитель готов продать товар, и той ценой, которую он за него получил.
Для совокупного предложения излишек производителя равен площади между кривой предложения и горизонтальной линией, соответствующей рыночной цене.
ЧИСТЫЕ ПОТЕРИ ОБЩЕСТВА – суммарные потери потребителей, производителей и государства. Как правило, применение каких-либо мер государственного регулирования приносит потери одним участникам рынка (например, производителям) и, вместе с тем, выгоды другим участникам (например, государству). Сальдо этих выгод и потерь дает величину чистой выгоды или чистых потерь общества.

Ознакомление с моделью
1. В данной модели можно изменять три параметра: наклон кривой спроса, наклон кривой предложения и размер дотации на единицу товара. Это можно сделать при помощи шкалы факторов справа от модели. Размер дотации также можно менять с помощью поля со счетчиком на панели со значениями параметров. Попробуйте изменить указанные параметры разными способами.
2. Нажмите кнопку Сброс. Она сбрасывает все результаты и возвращает модель к первоначальному состоянию.
3. Обратите внимание на два закрашенных треугольника, площадь которых соответствует излишку потребителей (верхний треугольник) и излишку производителей (нижний треугольник).
4. Поочередно щелкните мышью на панелях с надписью «Излишек потребителя (до введения дотации)», «Излишек производителя (до введения дотации)» в верхней правой части модели. Соответствующие области на графике будут выделены красной рамкой.
5. Установите размер дотаций в значение 2 тыс. руб. При этом на графике появится вторая кривая предложения. Первая кривая соответствует величине предложения без дотаций, а вторая – с дотациями. Вторая кривая получена сдвигом первой кривой вниз на расстояние, равное величине дотации. Это объясняется тем, что после введения потоварной дотации продавец согласится продать то же самое количество товара по цене, сниженной на размер этого дотации.
6. При установлении дотации равновесие смещается в точку пересечения кривой спроса с новой кривой предложения, то есть из точки (Q0P0) в точку (Q1PN).
Обратите внимание, что размеры излишков покупателя и производителя на графике увеличились, причем треугольники излишков стали перекрывать друг друга. Это связано с разными ценами для потребителя и производителя: потребитель теперь платит за товар цену PN (цену-нетто), в то время как производитель, с учетом дотации, получает большую цену – PB (цену-брутто).
7. Поочередно щелкните мышью на панелях с надписью «Излишек потребителя (до введения дотации)», «Излишек производителя (до введения дотации)», «Излишек потребителя (после введения дотации)», «Излишек производителя (после введения дотации)» в верхней правой части модели. Соответствующие области на графике будут выделены красной рамкой.
8. Поочередно щелкните мышью на панелях с надписью «Увеличение излишка потребителя», «Увеличение излишка производителя», «Общее увеличение излишка потребителя и производителя», «Дотационные отчисления из бюджета» в верхней правой части модели. Соответствующие области на графике будут выделены красной рамкой. Можно увидеть, что область «Дотационные отчисления из бюджета» больше чем «Общее увеличение излишка потребителя и производителя». Разница между этими областями и будет показывать чистые потери общества. Щелкните мышью на панели с надписью «Чистые потери общества». Соответствующая область на графике будет выделена красной рамкой.
9. Нажмите кнопку Записать. Основные значения, характеризующие диаграмму, записываются в таблицу, расположенную внизу модели.

Методика и порядок выполнения лабораторной работы
1. Экспериментальным путем найдите ответ на вопрос: верно ли, что чистые потери общества пропорциональны размеру дотации при прочих равных условиях? Для этого измерьте величины чистых потерь общества при разной величине дотации и высчитайте их соотношение. Повторите измерения для разных наклонов кривых спроса и предложения. Заполните таблицу 1.

Наклон кривой спроса Наклон кривой предложения Величина дотации на единицу товара, тыс. руб. Чистые потери общества, млн руб. Отношение потерь к величине дотации
20˚ 20˚ 1
2
3
30˚ 30˚ 1
2
3
40˚ 40˚ 1
2
3
20˚ 40˚ 1
2
3
Таблица 1. 

Попробуйте ответить на вопрос: какая количественная зависимость существует между величиной дотации и чистыми потерями в данной модели? Для всех ли товаров будет существовать такая зависимость? Запишите ответ.
2. Экспериментальным путем определите, как зависит изменение излишков потребителя и производителя от наклона кривых спроса и предложения.
Проведите измерения для разных наклонов кривых. Заполните таблицы 2 и 3 для размера дотации в 2 тыс. руб. и 3 тыс. руб. соответственно.

Угол наклона кривой спроса Угол наклона кривой предложения Размер дотации, тыс. руб. Увеличение излишка потребителя, тыс. руб. Увеличение излишка производителя, тыс. руб.
20˚ 20˚ 2
20˚ 30˚ 2
20˚ 40˚ 2
30˚ 20˚ 2
30˚ 30˚ 2
30˚ 40˚ 2
40˚ 20˚ 2
40˚ 30˚ 2
40˚ 40˚ 2
Таблица 2. 

Угол наклона кривой спроса Угол наклона кривой предложения Размер дотации, тыс. руб. Увеличение излишка потребителя, тыс. руб. Увеличение излишка производителя, тыс. руб.
20˚ 20˚ 3
20˚ 30˚ 3
20˚ 40˚ 3
30˚ 20˚ 3
30˚ 30˚ 3
30˚ 40˚ 3
40˚ 20˚ 3
40˚ 30˚ 3
40˚ 40˚ 3
Таблица 3. 

При каких наклонах кривых потребители и производители несут наибольшие потери? Сделайте вывод и запишите его.
3. Попробуйте ответить на вопрос: почему введение дотаций приводит к возникновению чистых потерь для общества? В ответе нельзя использовать понятия излишка потребителя и излишка производителя; попытайтесь объяснить экономический смысл явления.

Выводы из работы

Сделайте выводы по проделанной работе (исходите из проведенного анализа; выводы должны соответствовать поставленной цели работы).

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое чистые потери общества?
2. Как на графике спроса и предложения можно отобразить чистые потери общества от введения дотации?
3. Как можно подсчитать чистые потери общества от введения дотации?
4. Как зависят чистые потери общества от величины дотации?
5. Как зависит выигрыш потребителя и производителя от введения дотации от наклона кривых спроса и предложения?