Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра  неорганической и аналитической химии

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 

К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ:

Использование ЦОР в преподавании основных понятий

 и теорий химии в профильной школе

 

 

 

в составе  дисциплины ГОС ВПО  СД.02  «Методика преподавания химии»

 

                           Специальность:   020101 -   «Химия», дополнительная квалификация «Преподаватель»                                                                      

 (код ОКСО, наименование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись:                                                                                                              



Издание подготовлено в рамках проекта  «Информатизация 
системы образования», реализуемого Национальным фондом 
подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки
Российской Федерации.



Ставрополь

2008

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"10"октября 2007г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по модулю:

«Использование ЦОР в преподавании основных понятий и теорий химии в профильной школе»

 

 

Специальность 020101  «Химия», дополнительная квалификация «Преподаватель»

                                                       

 

Факультет  Медико-биолого- химический факультет

 

Курс обучения                                        _5_/_______/________

 

Семестр                                                      ___9___/_______/________

 

Всего часов по учебному плану:                             24

В том числе по формам обучения:             очная /

            - лекции                                          __2____/

- практические занятия           __10___/

                        - самостоятельная работа       __12___/

 

Формы итогового контроля знаний:

-итоговое тестирование     __9__сем./ ____сем./ ___сем.

- защита  ВКР                      __10__сем./____сем./ ____сем.

 

Ставрополь

2007


Содержание

 

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практические занятия

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

Методика преподавания химии - учебная дисциплина, важнейшей задачей которой является формирование профессиональных компетенций у будущего учителя химии, обеспечивающих выполнение им своих профессиональных функций. В содержании методической подготовки выделяются крупные блоки, такие как:

·        формы организации учебного процесса и типология урока;

·        оснащение кабинета химии;

·        методика решения расчетных и экспериментальных задач;

·        техника и методика школьного химического эксперимента.

Программа разработанного модуля  включена в разделы «Формы организации учебного процесса и типология урока» и «Техника и методика школьного эксперимента»

         Основная цель модуля – содействие становлению базовой компетентности преподавателя посредством выработки у студентов навыков использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов. Формирование элементарных информационно-технологических компетенций в рамках использования информационных и коммуникационных технологий на основе овладения содержанием модуля. Формирование профессиональной компетентности химика-преподавателя для осуществления деятельности в сфере преподавания химии в профильной школе.

Основными задачами модуля являются

- актуализация знаний об использовании инновационных методов обучения и ИКТ в учебном процессе;

-   формирование базовых понятий ИКТ;

-   знакомство студентов с ЦОР как новыми средствами обучения;

-   разработка приемов индивидуальной, групповой работы с ЦОРами ИУМК и единой национальной коллекцией ЦОР;

-   подготовка студентов к использованию ЦОР в процессе прохождения педагогической практики в средних общеобразовательных учреждениях;

-   выработка умения проектирования урока, включающего сочетание традиционных и инновационных методов обучения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля

Данный модуль представляет собой компонент дисциплины «Методика преподавания химии» из цикла специальных  дисциплин основной образовательной программы (СД.05), предусмотренной ГОС ВПО для специальности 020101 «Химия», дополнительная квалификация «Преподаватель»

Согласно действующему стандарту студенты должны познакомиться с таким понятиями как  новые информационные и телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам, что, на наш взгляд, не является достаточным в современных условиях.

Студент, прошедший обучение по программе модуля «Использование ЦОР в преподавании основных понятий и теорий химии в профильной школе», должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. действующего Государственного образовательного стандарта.

В процессе освоения учебного модуля студенты должны овладеть базовыми, профессиональными и специальными компетенциями.

В области базовых компетенций:

- реализация основных образовательных программ и учебных планов средних общеобразовательных учреждений различных типов с использованием ЦОР, УМК, единой национальной коллекции ЦОР;

В области профессиональных компетенций учителя:

- применение современных образовательных технологий и выбор оптимальных условий использования ЦОР, а также чёткое определению функций рассматриваемых ЦОР в учебном процессе;

- овладение способностью планировать и организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты с использованием ЦОР;

В области специальных (предметных) профессиональных компетенций:

- освоение современных технологий обучения для реализации обучения по разделам: «Строение вещества», «Классификация неорганических и органических веществ» с использованием ЦОР;

- овладению навыками решения экспериментальных задач в условиях  индивидуальной, групповой и коллективной работы обучающихся с виртуальными практикумами.

В результате изучения модуля студент должен: знать виды и классификацию ЦОР, методы и методические приёмы их использования на уроках химии; уметь анализировать ЦОР и оценивать возможности их использования в учебном процессе; владеть техникой разработки разноуровневых заданий к используемым ЦОР и умениям презентовать свои результаты и достижения.

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

Распределение часов учебного модуля по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр[1]

в неделю

в год

в год

Лекции

2

2

2

0

0

Практические занятия

10

10

2

0

0

Самостоятельная работа

12

12

2

0

0

          

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

 

         4.1. Лекционные занятия

 

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Организация изучения химии на основе интеграции традиционного обучения и инновационных технологий

2

0

0

 

Всего

2

0

0

 

         4.2. Практические занятия

 

Практические занятия проводятся на базе лаборатории ЦОР и ПП в присутствии преподавателя и методиста лаборатории.

 

№ п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Изучение и анализ дидактических возможностей ЦОР и ИУМК по разделам «Строение вещества», «Классификация неорганических и органических веществ»

1

2

0

0

2.

Проектирование и разработка индивидуального проекта урока по выбранной теме  из разделов: «Строение вещества», «Классификация неорганических и органических веществ» с обязательным использованием ЦОР и ресурсов Единой национальной коллекции

1

6

0

0

4.

Моделирование самостоятельной работы учащихся по изучению виртуального лабораторного практикума по химии с использованием ЦОР.

1

2

0

0

 

Всего часов пр.работ в модуле

 

10

0

0

Контрольная точка

 

Защита индивидуального проекта - конспект урока.

Компьютерное тестирование знаний и умений по методике изучения строения вещества  классификации неорганических и органических веществ на основе инновационных технологий 

1

2часа тестирование,

 2 часа защита проектов

0

0

 

 

 

 

 

 

 

            Самостоятельная работа

Выполнение самостоятельных работ осуществляется на базе лаборатории ЦОР и ПП в присутствии методиста лаборатории.

№ п/п

Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы)

Номера тем

лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

 

Проектирование и разработка индивидуального проекта урока по выбранной теме  из разделов: «Строение вещества», «Классификация неорганических и органических веществ» с обязательным использованием ЦОР и ресурсов Единой национальной коллекции

1и2

4

Темы  для разработки индивидуального проекта урока

1.       

Основные сведения о строении атома

 

 

2.       

Понятие о химической связи и ее видах

 

 

3.       

Понятие о кристаллических решетках

 

 

4.       

Строение неорганических веществ

 

 

5.       

Важнейшие классы неорганических веществ

 

 

6.       

Периодический закон

 

 

7.       

Структура ПСХЭ Д.И. Менделеева

 

 

8.       

Металлы

 

 

9.       

Неметаллы

 

 

10.   

Агрегатные состояния неорганических веществ

 

 

11.   

Теория строения органических соединений

 

 

12.   

Строение атома углерода

 

 

13.   

Изомерия  ее виды

 

 

14.   

Природные источники углеводородов

 

 

15.   

Алканы

 

 

16.   

Алкены

 

 

17.   

Алкины

 

 

18.   

Алкадиены

 

 

19.   

Циклоалканы

 

 

20.   

Ароматические углеводы

 

 

21.   

Спирты

 

 

22.   

Фенолы

 

 

23.   

Карбоновые кислоты

 

 

24.   

Сложные эфиры. Жиры

 

 

25.   

Углеводы

 

 

26.   

Белки

 

 

27.   

Витамины

 

 

28.   

Ферменты

 

 

29.   

Гормоны

 

 

30.   

Лекарства

 

 

31.   

Проектирование и разработка индивидуального проекта урока по теме: «Виртуальная лабораторная работа»

 

 

 

 

6. Литература

         6.1. Основная литература

 

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

 Методика обучения химии в средней  школе

Чернобельская Г.М.

Учебник для вузов

М.:Гуманит. изд.центр Владос, 2000

Методика обучения химии

Зайцев О.С.

Учебник для вузов

М.:Гуманит. изд.центр Владос, 1999

Технология обучения в высшей школе

Чернилевский Д.К.

Учебник для вузов

М.:Педагогика, 1999

Практикум по методике преподавания химии

Прокопенко В.В., Полосин В.С.

Учебник для вузов

М.:Просвещение, 1986

 

         6.2. Дополнительная литература

 

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Поурочные разработки по химии

Горковенко М.Ю.

Методическое пособие

М.: «ВАКО», 1986

Настольная книга учителя. Химия 8 класс

Габриелян О.С.

Методическое пособие

М.: Дрофа, 2002

Настольная книга учителя. Химия 9 класс

Габриелян О.С.

Методическое пособие

М.: Дрофа, 2002

Настольная книга учителя. Химия 10 класс

Габриелян О.С.

Методическое пособие

М.: Дрофа, 2004

Настольная книга учителя. Химия 11 класс /часть 1/

Габриелян О.С.

Методическое пособие

М.: Дрофа, 2003

Настольная книга учителя. Химия 11 класс /часть 2/

Габриелян О.С.

Методическое пособие

М.: Дрофа, 2003

 Общая и органическая химия

Ахметов Н.С.

Учебник для вузов

М:Высш.шк., 1998

Химия. 8 класс

Габриелян О.С.

Учебник для общеобразоват. учреждений

М.: Дрофа, 2004

Химия. 9 класс

Габриелян О.С.

Учебник для общеобразоват. учреждений

М.: Дрофа, 2005

Химия. 10класс

Габриелян О.С.

Учебник для общеобразоват. учреждений

М.: Дрофа, 2005

Химия. 11 класс

Габриелян О.С.

Учебник для общеобразоват. учреждений

М.: Дрофа, 2005

 

 

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

 

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

«Химия»,8 класс

Габриелян О.С.

ООО "Дрофа"

Схема, рисунок, текст

Электронный

2

«Химия»,9 класс

Габриелян О.С.

ООО "Дрофа"

Схема, рисунок, текст

Электронный

3

«Химия»,10 класс

Габриелян О.С.

ООО "Дрофа"

Схема, рисунок, текст

Электронный

4

«Химия»,11 класс

Габриелян О.С.

ООО "Дрофа"

Схема, рисунок, текст

Электронный

5

Химия 8-9 класс

Иванова Р.Г.

ЗАО "Просвещение-МЕДИА"

Схема, рисунок, текст

Электронный

6

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к ЕГЭ

Схема, рисунок, текст

Электронный

7

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория», МарГТУ

Фрагменты лабораторных работ

Электронный

8

Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы», ООО «Кирилл и Мефодий», ООО "Физикон"

Схема, рисунок, текст

Электронный

9

Открытая Химия 2.6, ООО «Физикон»

Схема, рисунок, текст

Электронный

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

        

Итоговое компьютерное тестирование. Защита индивидуального проекта урока по выбранной теме.

 

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

 

Предлагаемое содержание лекций реализуется с опорой и демонстрацией цифровых образовательных ресурсов, учебно-методических комплексов и ресурсов единой национальной коллекции ЦОР преподавателем. На практических занятиях студенты демонстрируют свой образовательный продукт в виде проекта использования указанных ЦОР и работают с персональным компьютером  для освоения содержания ресурсов.

Новизна технологии состоит в том, что вся презентация нового материала осуществляется с опорой на ЦОР, тестовый контроль осуществляется в автономном режиме, студенты выполняют проектные задания с использованием электронных наглядных пособий.

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 020101 Методика преподавания химии Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры химии и утверждена на 2006/2007 учебный год.             Протокол № 1 от «4» сентября 2007года.

Заведующий кафедрой                                                          проф. Голота А.Ф.

 



[1] При базовой продолжительности семестра 17 недель.