Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра  неорганической и аналитической химии

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 

К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ:

Использование ЦОР в преподавании основных понятий

 и теорий химии в профильной школе

 

 

 

в составе  дисциплины ГОС ВПО  СД.02  «Методика преподавания химии»

 

                           Специальность:   020101 -   «Химия», дополнительная квалификация «Преподаватель»                                                                      

 (код ОКСО, наименование)

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись:                                                                                                              



Издание подготовлено в рамках проекта  «Информатизация 
системы образования», реализуемого Национальным фондом 
подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки
Российской Федерации.



Ставрополь

2008

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность    020101 «Химия», дополнительная квалификация «Преподаватель»

 

 

.1

СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Практические занятия в рамках модуля проходят в лаборатории ЦОР и ПП. Под руководством преподавателя дисциплины, в рамках которой реализуется модуль и методиста лаборатории.                                                                                                         

На практических занятиях обсуждается методика формирования умений использования электронных ресурсов. Проводятся  демонстрации подготовленных  цифровых материалов к уроку и  проектов уроков. Подготовленные методические и дидактические материалы оцениваются преподавателем и студентами-одногруппниками, вносятся коррективы и исправления, дополняются.

Работа в парах и группах обеспечивает рациональный обмен идеями и опытом выполнения  учебных заданий и проектов, позволяет по итогам обучения получить более высокие образовательные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Тема: Изучение и анализ дидактических возможностей ЦОР и ИУМК по разделам «Строение вещества»,

 «Классификация неорганических и органических веществ»

 

Продолжительность 2 часа

 

        1.Учебная и воспитательная цель – обеспечить формирование компетентности  будущих преподавателей в решении таких профессиональных задач как:

·        подбор   анализ ЦОР по химии, которые могут быть использованы при изучении разделов «Строение вещества», «Классификация неорганических и органических веществ» и при организации домашней самостоятельной работы учащихся;

·        подбор учебного материала из ЦОР, УМК, единой национальной коллекции для индивидуального проекта урока

       2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п.   материалы по теме занятия

Материал лекции, ее раздел: «ЦОРы как современные средства формирования коммуникативной компетенции. Их роль и место на уроке.»

3. Перечень  раздаточного материала, используемого на занятии.

·        Таблица для осуществления описания дидактических возможностей  ЦОР и УМК по разделам «Строение вещества», «Классификация неорганических и органических веществ».

Описание ЦОР по различным критериям

Наименование электронного ресурса

Описание ЦОР по

типу информации

форме использования

методу использования

средствам использования

УМК «Химия» 8-11  класс Габриелян О.С.

 

 

 

 

 

Химия 8-9 класс

Иванова Р.Г.

 

 

 

 

 

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к ЕГЭ

 

 

 

 

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

 

 

 

 

Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»,

 

 

 

 

Открытая Химия 2.6

 

 

 

 

 

·        Бумажный вариант схем, представленных в лекции:

·        классификацию ЦОР по типу информации (Схема 2)

·        формы использования (Схема 3);

·        методы использования (Схема 4);

·        средства использования (Схема 5).

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

 Компьютеры, проектор, экран

Показ презентаций

Демонстрация сетевых возможностей программы

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОР

 

 

УМК «Химия» 8-11  класс Габриелян О.С.

 

Анализ дидактических возможностей  по разделам «Строение вещества», «Классификация неорганических и органических веществ»

 

 

Химия 8-9 класс

Иванова Р.Г.

 

 

 

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к ЕГЭ

ООО "Физикон

 

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

МарГТУ

 

Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»,

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

Открытая Химия 2.6

ООО «Физикон»

 

Комплект учебников химии

 О.С. Габриеляна

Просмотр требуемого учебного материала для подготовки урока

Учебник для 8,9,10,11 класса

 

 

1.     Рекомендации студентам по подготовке к занятию

- изучить конспект лекции;

-изучить схемы представленные в лекционном материале;

-познакомиться с методическими и структурными особенностями рекомендованных ЦОР;

-проанализировать имеющиеся ЦОР с точки зрения дидактических, методических и технических характеристик;

-отработать разные режимы реализации учебных задач на соответствующем литературном материале;

Литература: материал лекции

2.     Практические задания

ЗАДАНИЕ №1 Просмотрите ЦОР по химии, список которых представлен в таблице «Описание ЦОР по различным критериям» и заполнить данную таблицу.

ЗАДАНИЕ №2 Просмотрев ресурсы, заполните таблицу

 

Наименование электронного ресурса

Описание ЦОР по

типу информации

форме использования

методу использования

средствам использования

УМК «Химия» 8-11  класс Габриелян О.С.

 

 

 

 

 

Химия 8-9 класс

Иванова Р.Г.

 

 

 

 

 

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к ЕГЭ

 

 

 

 

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

 

 

 

 

Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»,

 

 

 

 

Открытая Химия 2.6

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ №3 Создайте текстовый фал с планом урока на выбранную Вами тему для дальнейшей полной разработки.

ЗАДАНИЕ №4 Создайте презентацию с названием «Материалы к уроку на тему:……………….». Укажите тему урока, которую Вы выбрали для разработки. В данную презентацию соберите материалы из разных ЦОР, УМК, единой национальной коллекции на ту тему, которую вы разрабатываете. Следует учесть, что одним из основных требований к презентации является то, что должна сохранятся логическая связь между всеми материалами, презентация должна содержать материал ориентированный на учащегося.

8. Задания студентам для самостоятельной работы

ЗАДАНИЕ №1 Создайте текстовый файл с названием «Тезаурус по теме:…………» Тема тезауруса должна совпадать с темой урока, который Вы выбрали для разработки Следует учесть, что в нем должно быть не менее 20 терминов.

ЗАДАНИЕ №2 Создайте каталог Интернет-ресурсов (не менее 20) по разрабатываемой теме. Рекомендуем использовать ресурсы "Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов" http://school-collection.edu.ru . Ресурсы Коллекции, содержат набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), могут использовать все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители. Коллекция представляет интерес для широкой общественности (для самообразования и других целей). Ресурсы Коллекции используются в учебном процессе как самостоятельно, так и в составе комплексных учебно-методических материалов. Всем заинтересованным участникам образовательного процесса предоставляется бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к качественному и полному набору разнообразных учебных материалов, представленных в Коллекции. Обращаем ваше внимание, что пользовательский интерфейс видеоопытов по неорганической и органической химии позволяет выбирать интересующие опыты и их описания по названию тем, к которым относятся эти видеоопыты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия

Расскажите о

·        классификации ЦОР по типу информации,

·        классификации ЦОР по форме использования, по методу использования,

·        классификации ЦОР по средствам использования,

·        дидактических возможностях рассмотренных ЦОРов.

       10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Рекомендуется до начала первого практического занятия ориентировать студентов на выбор темы (из представленного ниже списка) для дальнейшей подготовки индивидуального проекта урока химии.

При выполнении второго задания преподавателю рекомендуется продемонстрировать пример лучше студенческой работы, выполненной ранее. И дать рекомендации по структуре презентации к уроку. Необходимо особо отметить необходимость указания ссылок на использованные ресурсы.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3

 

Тема: Проектирование и разработка индивидуального проекта урока по выбранной теме  из разделов: «Строение вещества», «Классификация неорганических и органических веществ» с обязательным использованием ЦОР

 и ресурсов Единой национальной коллекции

 

 

Продолжительность 6 часов

 

1.Учебная и воспитательная цель – обеспечить формирование компетентности  будущих преподавателей в решении таких профессиональных задач как:

·        педагогическое проектирование урока с применением ЦОР для средней школы.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия

Материал лекции, ее раздел: «ЦОРы как современные средства формирования коммуникативной компетенции. Их роль и место на уроке»

3. Перечень  раздаточного материала, используемого на занятии.

Карта: Дидактические аспекты электронных учебно-методических материалов

1.     Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

 Компьютеры, проектор, экран

Показ презентаций

Демонстрация сетевых возможностей программы

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОР

 

 

УМК «Химия» 8-11  класс Габриелян О.С.

 

Анализ дидактических возможностей  по разделам «Строение вещества», «Классификация неорганических и органических веществ»

 

 

Химия 8-9 класс

Иванова Р.Г.

 

 

 

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к ЕГЭ

ООО "Физикон

 

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

МарГТУ

 

Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»,

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

Открытая Химия 2.6

ООО «Физикон»

 

Комплект учебников химии

 О.С. Габриеляна

Просмотр требуемого учебного материала для подготовки урока

Учебник для 8,9,10,11 класса

 

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию

Повторить ранее изученный материал на тему «План урока», самостоятельно подобрать и изучить материал об методических особенностях ИКТ на уроке химии.

7. Практические задачи, задания, упражнения

ЗАДАНИЕ №1 Сформируйте папку, в которой обязательными составляющими должны быть: презентация к уроку, текстовый файл с планом урока, тезаурус, каталог ресурсов по теме.

ЗАДАНИЕ №2 Согласно ниже перечисленным аспектам (см. Карту «Дидактические аспекты электронных учебно-методических материалов») просмотрите разработанную презентацию и определите соответствие.

 

КАРТА

Дидактические аспекты электронных учебно-методических материалов:

·        создание и поддержка мотивации у обучающихся (например наличие теоретического материала, печатного материала, аудио- или видеозаписи, схем, таблиц, аниминорванных объектов, наличие тренажера, лабораторного практикума и т.д.);

·        структурирование учебного материала (логическая последовательность и дополнение разных форм представления материала);

·        возможность выбора индивидуальной траектории освоения учебного материала (например дополнение использованной схемы теоретическим материалом или наоборот);

·        соответствие между реальными практическими упражнениями и виртуальными;

·        соответствие выбранных этапов усвоения учебного материала (восприятие-знакомство, осмысление и закрепление, формирование практических умений, решение профессионально-ориентированных учебных задач) заявленным целям обучения;

·        соответствие среды, в которой размещен учебный материал его структуре, используемым методам и формам обучения

·        наличие тестов для оценки предварительной подготовки обучающихся;

·        соответствие аудио и (или) визуальных (графических) аспектов           (четкая идентификация различных видов печатной информации с визуальной (графической) точки зрения, адекватные типографские характеристики (шрифты, размеры),  адекватное употребление цвета,  адекватное обозначение различных ссылок,  адекватное употребление графических изображений, звука).

 

 

ЗАДАНИЕ №3 В случае не соответствия дополните или измените материал. Проверьте соответствие разработанного плана урока и презентации к уроку.

ЗАДАНИЕ №4 Создайте в конце презентации последний слайд «Источники» и составьте список использованных вами ресурсов.

8. Задания студентам для самостоятельной работы

ЗАДАНИЕ №1 Подготовьте требующийся к уроку раздаточный материал (например опорный конспект, формы таблиц и т.д.).

ЗАДАНИЕ №2 Создайте в конце презентации последний слайд «Источники» и составьте список использованных вами ресурсов

ЗАДАНИЕ №3 Составьте тест  (не менее двух вариантов по 15 вопросов в каждом) для итогового контроля. Следует учесть, что должны быть подготовлены ключи к тестам.

ЗАДАНИЕ №4 Составьте темы для индивидуальных исследовательских проектов учащихся.

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия

В данном практическом занятии контроль осуществляется по выполненной студентом работе. По окончании занятия каждый студент должен выполнить (частично) и представить для контроля: электронную папку, в которой обязательными составляющими должны быть: презентация к уроку, текстовый файл с планом урока, тезаурус, каталог ресурсов по теме, два варианта тестов (с ключами контроля), подборка тем для организации индивидуальных исследовательских работ учащихся.

       10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

На 4 часу данного занятия разделите слушателей на небольшие группы (по 2—4 человека) и предложите представить разработанные материалы в мини группах.

При подготовке к занятию обдумайте учебные цели, учитывая, специфику образовательных задач, так как после изучения материала студенты должны не только обладать определенными знаниями, но и выработать практические навыки и умения.

Предоставьте студентам возможность подумать над тем, какие знания и умения должны приобрести школьники по итогам  разработанного урока, какой они видят динамику обучения. Дайте им возможность проанализировать процесс обучения.

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

 

Тема: Моделирование самостоятельной работы учащихся по изучению виртуального лабораторного практикума по химии с использованием ЦОР.

 

 

Продолжительность 2часа

 

1.Учебная и воспитательная цель – обеспечить формирование компетентности  будущих преподавателей в решении таких профессиональных задач как:

·        моделирование самостоятельной работы учащихся с использование ЦОР.

3.     Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

 Компьютеры, проектор, экран

Показ презентаций

Демонстрация сетевых возможностей программы

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОР

 

 

УМК «Химия» 8-11  класс Габриелян О.С.

 

Анализ дидактических возможностей  по разделам «Строение вещества», «Классификация неорганических и органических веществ»

 

 

Химия 8-9 класс

Иванова Р.Г.

 

 

 

 

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к ЕГЭ

 

ООО "Физикон

 

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

 

МарГТУ

 

Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»,

 

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

Открытая Химия 2.6

 

ООО «Физикон»

 

Комплект учебников химии

 О.С. Габриеляна

Просмотр требуемого учебного материала для подготовки урока

Учебник для 8,9,10,11 класса

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию

Повторить ранее изученный материал на тему «Организация самостоятельной работы учащихся», самостоятельно подобрать и изучить материал об методических особенностях ИКТ в самостоятельной и внеурочной работе.

7. Практические задачи, задания, упражнения

ЗАДАНИЕ №1 По разработанной теме урока создайте «Задачник», использую ЦОР и УМК. Форма представления «Задачника» произвольная. Следует учесть, что в нем должна быть пояснительная записка. В состав «Задачника» должны быть включены задачи разных типов, разных уровней сложности, разных форм представления не менее 10-15 штук. Обязательным условием так же является наличие ключа ответов к нему.

8. Задания студентам для самостоятельной работы

ЗАДАНИЕ №1 Опишите возможную методику использования виртуальных программ в химии.

 ЗАДАНИЕ №2 Разработайте  рекламный проспект (буклет-описание) для ознакомления учащихся с отдельным (индивидуальный выбор) цифровым образовательным ресурсом. Данный материал должен дать полную характеристику ресурсу и содержать описание и схему алгоритма использования ЦОРа.

ЗАДАНИЕ№3 Разработайте образовательную траекторию самостоятельного изучения учащимися разработанной Вами темы  с использованием возможностей электронного учебника Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория».

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия

1.        Охарактеризуйте основные методические и дидактические возможности электронного издания «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория».

2.        Перечислите основные разделы ЦОР электронного издания «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория».

3.        Дайте краткую характеристику каждому из разделов.

4.        Есть ли возможность учета индивидуальных особенностей учащихся при использовании данного ЦОРа?

5.        Какие типы контрольных заданий используются для контроля процесса усвоения  материала.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

 

Тема: Защита индивидуального проекта - конспект урока.

Компьютерное тестирование знаний и умений по организации изучения строения вещества  классификации неорганических и органических веществ на основе инновационных технологий

 

Продолжительность 2 часа

 

1.Учебная и воспитательная цель – обеспечить формирование компетентности  будущих преподавателей в решении таких профессиональных задач как:

·        педагогически грамотное представление учебного материала;

4.     Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

 Компьютеры, проектор, экран

Показ презентаций

Демонстрация сетевых возможностей программы

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОР

 

 

УМК «Химия» 8-11  класс Габриелян О.С.

 

Анализ дидактических возможностей  по разделам «Строение вещества», «Классификация неорганических и органических веществ»

 

 

Химия 8-9 класс

Иванова Р.Г.

 

 

 

 

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к ЕГЭ

 

ООО "Физикон

 

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

 

МарГТУ

 

Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»,

 

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

Открытая Химия 2.6

 

ООО «Физикон»

 

Комплект учебников химии

 О.С. Габриеляна

Просмотр требуемого учебного материала для подготовки урока

Учебник для 8,9,10,11 класса

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию

Требуется тщательная техническая и теоретическая подготовка представляемого материала. Проверка  соответствия материала методическим требованиям и работы всех ссылок  в материале.

7. Практические задачи, задания, упражнения

ЗАДАНИЕ №2 Представьте разработанный урок с использование компьютера, проектора, интерактивной доски. При представлении обоснуйте использование всех средств и методов

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия

 

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Представление выполненных работ рекомендуется проводить вне учебных часов модуля.

 По итогам  представления проектов заполняется таблица всеми участниками процесса и подводится итог. Лучшие работы представляются на ВУЗовский конкурс разработок