Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра  неорганической и аналитической химии

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 

К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ:

Использование ЦОР в преподавании основных понятий

 и теорий химии в профильной школе

 

 

 

в составе  дисциплины ГОС ВПО  СД.02  «Методика преподавания химии»

 

                           Специальность:   020101 -   «Химия», дополнительная квалификация «Преподаватель»                                                                      

 (код ОКСО, наименование)

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись:                                                                                                              



Издание подготовлено в рамках проекта  «Информатизация 
системы образования», реализуемого Национальным фондом 
подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки
Российской Федерации.



Ставрополь

2008

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

1.     Минимальные требования к содержанию  учебного модуля

 

Минимальные требования к содержанию учебного курса устанавливаются в рамках требований по дисциплине «Методика преподавания химии», предусмотренных ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста   020101 – Химия и приказом от 03.08.2000 № 2400 Министерства образования РФ. Квалификации - химик, с дополнительной специальностью «Преподаватель» (общая трудоемкость курса по ГОС ВПО – 120 часов)

 

2.     Цели учебного модуля 

 

Основная цель модуля – содействие становлению базовой компетентности преподавателя посредством выработки у студентов навыков использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов. Формирование элементарных информационно-технологических компетенций в рамках использования информационных и коммуникационных технологий на основе овладения содержанием модуля. Формирование профессиональной компетентности химика-преподавателя для осуществления деятельности в сфере преподавания химии в профильной школе с использованием ЦОР.

 

 

3.     Задачи учебного модуля

 

-   формирование базовых понятий: информационная культура, компьютерная грамотность, информационные технологии, телекоммуникационные технологии, информационное пространство, информационная среда, телекоммуникационная конференция, компьютерная обучающая программа, телекоммуникационный проект, Интернет-ресурс, программная оболочка, мультимедийная презентация;

-   знакомство студентов с цифровыми образовательными ресурсами как новыми средствами обучения в рамках специальной профессиональной компетентности учителя химии;

-   разработка приемов индивидуальной, групповой работы с ЦОРами ИУМК и единой национальной коллекцией;

-   выработка умения проектирования урока, включающего сочетание традиционных и инновационных методов обучения.

 

4.     Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

 

Данный модуль встроен в дисциплину, которая реализуется на основе междисциплинарного взаимодействия с такими дисциплинами как: педагогика, психология. Так же модуль связан со всеми химическими дисциплинами ГОС ВПО по специальности «Химия», дополнительная квалификация «Преподаватель».

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

 

В рамках освоения содержания модуля студентами будут решаться следующие задачи для становления профессиональной компетентности учителя химии:

Ключевые: формирование предметной развивающей среды, предусматривающей активное использование информационных технологий в обучении химии в профильной школе.

Специальные: самостоятельное изучение новых программных продуктов по всем разделам химии, определение дидактической целесообразности  использования ЦОР, ИУМК и единой национальной коллекции при работе с обучающимися.

5*. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

 

В результате освоения модуля студенты должны иметь представление, что использование ЦОР в учебном процессе способствует  формированию ИКТ компетенции школьника.

В ходе освоения содержания модуля студент должен

ЗНАТЬ:

- классификацию цифровых образовательных ресурсов по химии;

- методы и критерии оценки дидактической целесообразности и эффективности электронных средств учебного назначения;

- методы и методические приемы использования ЦОРов при обучении и принципов их сочетания с традиционными средствами обучения химии в профильной школе.

УМЕТЬ:

- анализировать ЦОРы (научность содержания, соответствие эргономическим требованиям, оптимальность использования интерфейса, удобство навигации), оценивать их дидактические возможности в обучении химии и отбирать средства ИКТ, имеющие наиболее значимые для обучения дидактические свойства и функции;

- органично встраивать фрагменты ЦОР в учебный процесс для актуализации заданий, для приобретения новых знаний, для тренинга, контроля и самоконтроля знаний;

- использовать мультимедиа и программные средства для создания интерактивных презентаций PowerPoint, электронных тестов, для расширения возможностей учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;

-          использовать цифровые фото и видеокамеры, цветовые сканеры, цифровые программы обработки аудио- и видеофайлов для создания дидактических и методических материалов;

-          проектировать уроки по химии с использованием ЦОРов;

ВЛАДЕТЬ:

- техникой установки и удаления приложений и электронных образовательных ресурсов;

- навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств области естествознания;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О (ОБ):

- возможностях использования ИКТ в образовательном процессе;

-электронных образовательных ресурсах: номенклатуре и дидактических возможностях ресурсов, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность;

 

 

 

 

 

 

 

6. Перечень элементов  комплекта УММ:

·        рабочая программа  учебного модуля;

·        учебно-методическое обеспечение  учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

-список основной и дополнительной литературы;

-план-конспект лекций

-планы проведения практических занятий;

-задания, выполняемые в рамках самостоятельной работы;

-методические указания к индивидуальным творческим занятиям;

·        методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

-творческие задания;

-итоговый тест.

 

7. Инновационность комплекта УММ:

 

7.1Инновационность по целям обучения заключается в том, что ориентация целей обучения на развитие профессиональной компетентности будущих учителей за счёт индивидуально-групповых форм и способов обучения.

7.2.Инновационность по содержанию обучения заключается в формировании содержания обучения на основе интеграции традиционного обучения и информационно-коммуникационных технологий, что проявляется в освоении новых способов деятельности в области обучения химии.

7.3.Инновационность по методам обучения предполагает активное включение студентов в процесс выполнения творческих проектов  как дополнительную часть к итоговому экзамену по данной дисциплине. Что позволяет моделировать их будущую профессиональную деятельность, т.е. осуществляется контекстное обучение.

7.4.Инновационность по формам обучения - с формальной точки зрения формы обучения остаются традиционными - лекции и семинары, но важно отметить, что методы и приемы обучения в рамках традиционных форм обладают инновационным характером: использование инфокоммуникационных технологий, интерактивный, деятельностный характер обучения, метод проектов, технологичность всего модуля от постановки целей до конечного результата, электронный мониторинг сформированности знаний, умений и навыков.

7.5.Инновационность по средствам обучения достигается за счет того, что все обучение строится на основе использования цифровых образовательных ресурсов, которые выступают главными носителями информации.

8. Актуальность для системы педагогического образования

8.1. Возможность использования УММ для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования на момент разработки макета не рассматривалась.

8.2. Возможность использования УММ для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры обучения.

Разработанный модуль обладает значимостью и представляет интерес для формирования содержания подготовки педагогических кадров, так в частности он может быть использован в рамках повышения квалификации практикующих учителей.

9. Список авторов элементов комплекта УММ:

 

Шибаева Л.М. доцент кафедры неорганической и аналитической химии

Ставропольского государственного университета, кандидат педагогических наук,

Ильина Н.П. сотрудник кафедры неорганической и аналитической химии Ставропольского государственного университета, руководитель лаборатории ЦОР и педагогического проектирования.

  10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю: ГОС по «Теории и методике обучения химии», концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., методические рекомендации УМО по образованию в области теории и методики обучения химии.