Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра  неорганической и аналитической химии

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 

К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ:

Использование ЦОР в преподавании основных понятий

 и теорий химии в профильной школе

 

 

 

в составе  дисциплины ГОС ВПО  СД.02  «Методика преподавания химии»

 

                           Специальность:   020101 -   «Химия», дополнительная квалификация «Преподаватель»                                                                      

 (код ОКСО, наименование)

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись:                                                                                                              



Издание подготовлено в рамках проекта  «Информатизация 
системы образования», реализуемого Национальным фондом 
подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки
Российской Федерации.



Ставрополь

2008

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой

_________ Ф. И.О.

«6» сентября 2007 г.

 

Конспект лекций

 

Специальность 020101 «Химия», дополнительная квалификация «Преподаватель»

 

 

Ведущий лектор:

Шибаева Л.М. доцент кафедры химии

 

Одобрен на заседании кафедры

Протокол № 1 от «4» сентября 2007года

 

 

 

 

 

 

Ставрополь

2007

СТРУКТУРА

конспекта лекций по учебному модулю

 

Лекция № 1

Тема : Организация изучения химии на основе интеграции традиционного обучения и инновационных технологий

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

 

1.     Проблемы изучения строения вещества в  школьном курсе химии.

2.     Методические и дидактические  особенности проектирования урока по теории строении  вещества  с применением ЦОР.

3.     Цифровые образовательные ресурсы как современные средства формирования коммуникативной компетенции. Их роль и место на уроке.

4.     Обзор содержания и компонентного состава имеющихся цифровых ресурсов по химии.

5.     Рекомендации по организации работы с локальными, региональными, федеральными и международными серверами, базами и порталами Internet, в частности, с «Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов».

Краткое содержание лекционного материала

 

Проблемы изучения строения веществ в  школьном курсе химии.

 

В ходе лекции отмечается комплекс сложных проблем связанных с изучением строения вещества, так как не один вопрос химии  в настоящее время не может быть полноценно изучен вне этих проблем. Поднимается вопрос  о том, что в школьном курсе химии это должно найти свое выражение. С позиции строения вещества должны рассматриваться и объяснятся свойства веществ, химических элементов, химические процессы и химические производства.

Изучение строения вещества ставит перед школьным учителем определенные цели. Образовательная цель заключается в том, чтобы добиться освоения учащимися понятий об атоме как сложной системе, об электронной сущности и видах химической связи, типах кристаллической решетки. Теория строения вещества проходит через весь курс химии и на ее основе учителю необходимо выстроить обучение таким образом, чтоб оно способствовало формированию потребности поиска причинно-следственных связей между строением вещества и его свойствами. Учитель должен иметь навыки формулировки и постановки проблемных ситуаций, так как они являются важнейшим фактором развития мышления.

 

Методические и дидактические  особенности проектирования урока по теории строении  вещества  с применением ЦОР.

 В содержание лекционного материала включена информация о роли и месте в учебном процессе ЦОР, способствующих эффективному усвоению учебного материала. Она основывается  на анализ  видов ЦОР по образовательно-методическим функциям (Схема 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Схема1 Анализ  видов ЦОР по

образовательно-методическим функциям

 
 

 

 

 

 


Важно отметить, что современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к фундаментализации, формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим изменяются взгляды на деятельность педагога, роль которого должна измениться от роли простого транслятора знаний к достаточно сложной роли организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.

 Тем самым можно отметить инновационность подхода, обеспечивающего повышение мотивации обучающихся,  их интереса не только теоретическим основам химии, но и практическим навыкам.

 

ЦОРы как современные средства формирования коммуникативной компетенции. Их роль и место на уроке.

Прежде всего, нужно рассмотреть  классификацию ЦОР по типу информации (Схема 2). По нашему мнению следует представить анализ базовых моделей использования ЦОР по трем основаниям:

·        формы использования (Схема 3);

·        методы использования (Схема 4);

·        средства использования (Схема 5).

В рамках практических занятий приведенные ниже таблицы будут использованы студентами для описания ресурсов и их систематизации.

 

 



Схема 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Схема 3 Структурная модель разработанных ЦОР по основанию форм использования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Схема 3 Структурная модель разработанных ЦОР по основанию форм использования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Схема 5 Структурная модель разработанных ЦОР по основанию средств  использования


 

 

Далее затрагивается вопрос о роли и месте ЦОР в образовательном процессе школы, доказывается необходимость правильного соотношения времени, отводимого на разные виды деятельности и подчеркивается роль учителя в организации и стимулировании деятельности по овладению языком, а не научении ему.                            

Важно отметить, что один из самых востребованных способов использования ЦОР, это применение непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного (т.е. на лекции). Такое применение помогает учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем в данном случае электронное пособие может быть применено как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если преподаватель использует, например, собственные презентации, дополняя их вычлененными из цифровых образовательных ресурсов. Также ЦОР могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов. В наиболее удачных версиях ЭУК, адаптированных под учебную программу конкретного предмета, возможно использование автоматического (без выполнения изменений учителем) представления материала.                  

Во-вторых, на наш взгляд, следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЦОР. Такая работа может быть осуществлена при подготовке обучающимися домашних заданий, зачетов, материалы  ЦОР, входящие в их состав, могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования ЦОР у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя исследователями в данной области, а учителю позволяет наиболее эффективным способом реализовывать межпредметные связи.                          

Третьим возможным способом использования целостных, а также вычлененных ЦОР, является их применение при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала. После объяснения материала учителем в большинстве случаев организуются контрольно-диагностические мероприятия, под которыми обычно принято понимать проведение тестирования знаний учащихся. Здесь применение соответствующего программного обеспечения позволяет превратить классное или групповое занятие, фактически, в индивидуальное, т.к. уникальное задание будет выполняться конкретным учеником за его отдельным рабочим местом. При этом идентификатором учащегося будет являться его сетевое имя, и, следовательно, исключается возможность дублирования чужой работы. К достоинствам данного подхода можно отнести и программное отслеживание хода решения, информирование преподавателя наглядным способом (с использованием графиков, таблиц и диаграмм) о проценте верных ответов как у одного ученика, так и группы, выполняющей тестирование. В некоторых ЦОР вводится ранжированная система оценивания по конкретным вопросам и темам, к которым они относятся; упрощается процесс сбора и анализа информации об успеваемости, исключается возможное негативное отношение преподавателя к конкретному ученику, т.е. психологический фактор.                                                                                                                                            

В-четвертых, использование мультимедийных пособий дает возможность накопления ЦОР по конкретному предмету или направлению. Это позволяет сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для учителей, так и для учеников. Таким образом, в рамках образовательного учреждения может быть создан банк данных о хранящихся разработанных ЦОР, ресурсах на бумажных носителях, ссылках на сайты в сети Internet по интересующей проблематике.  

Пятым возможным методом использования ЦОР является их применение при выполнении лабораторных работ и групповых занятий, что является неотъемлемой частью многих курсов школьной программы. Здесь, в основном, речь идет об интерактивных ЦОР, фактически являющихся имитаторами проведения лабораторных работ. Безусловно, подобное использование ЦОР обладает рядом недостатков: ученик не участвует непосредственно в проведении опыта; результат, получаемый им, является виртуальным; опыт, хотя и показывается учащемуся в деталях, не дает ему выполнить работу своими руками, почувствовать текстуру материала, научиться пользоваться измерительными и другими приборами. Тем не менее, при использовании подобных ЦОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность непосредственного обращения при необходимости к теоретическому или справочному материалу по теме работы, лабораторная работа в большинстве случаев сопровождается звуковым оформлением, учитель получает объективную картину о ходе выполнения лабораторных работ и уровне усвоения материала, а также, что достаточно существенно, применение таких ЭУК и ЦОР позволяет заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов и лабораторий.                               

Шестой метод наиболее характерен для предметов естественно-научного цикла. Речь идет об использовании интерактивных ЦОР в качестве симуляторов и тренажеров. В данном случае программно создается модель объекта, явления или процесса, максимально приближенная к реальности. Такой способ использования может быть полезен не только в преподавании такого предмета как информатика и ИКТ, в котором уже достаточно давно активно используется, к примеру, клавиатурный тренажер, но и в преподавании, например, школьного курса химии, позволяя выполнить получение того или иного химического вещества, задаваясь, например, параметрами реагентов. Таким образом, возможно смоделировать практически любой процесс или явление, поведение того или иного устройства, а это наряду с остальным позволяет унифицировать учебный процесс, перевести выполнение опасных или дорогостоящих опытов на компьютер.

Седьмым способом использования ЭУК и ЦОР может явиться дистанционное образование, дающее возможность ученику и его родителям, а при необходимости и учителю, знакомиться с лекционным материалом, выполнять лабораторные работы и тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении. В заключение нужно отметить, что на наш взгляд, полноценное внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету. При этом станет возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости, причем риск предвзятой или неверной оценки будет снижен за счет большого количества результатов измерений, и, наконец, будет достигнута ситуация, когда учителя-предметники, классные руководители, а также руководство образовательного учреждения будет получать реально отражающую ситуацию статистику, что позволит сделать выводы об успешности деятельности по поддержанию и повышению качества образования в рамках всего учреждения.

 

Обзор содержания и компонентного состава имеющихся цифровых ресурсов

Большая часть лекции посвящена характеристике содержания ЦОР и их компонентного состава на рассматриваемую тему «Строение вещества».

Лекционный материал сопровождается демонстрацией информационных и дидактических возможностей имеющихся ЦОР.   

В рамках данной лекции лектор представляет краткий обзор образовательных Интернет – ресурсов по химии.

Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

http://him.1september.ru

ChemNet: портал фундаментального химического образования России. Химическая информационная сеть.

http://www.chemnet.ru

АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой

http://www.alhimik.ru

Основы химии: электронный учебник

http://www.hemi.nsu.ru

Химия в Открытом колледже

http://www.chemistry.ru

WebElements: онлайн-справочник химических элементов

http://webelements.narod.ru

Белок и все о нем в биологии и химии

http://belok-s.narod.ru

Виртуальная химическая школа

http://maratakm.narod.ru

Занимательная химия: все о металлах

http://all-met.narod.ru

Мир химии: сайт Леонида и Ильи Варламовых

http://chem.km.ru

Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой

http://www.104.webstolica.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия

http://experiment.edu.ru

Органическая химия: электронный учебник для средней школы

http://www.chemistry.ssu.samara.ru

Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии

http://school-sector.relarn.ru/nsm/

Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова

http://chemistry.r2.ru

Школьная химия

http://schoolchemistry.by.ru

Электронная библиотека по химии и технике

http://rushim.ru/books/books.htm

Всероссийская олимпиада школьников по химии

http://chem.rusolymp.ru

Естественно-научные эксперименты - химия: Коллекция Российского общеобразовательного портала

http://experiment.edu.ru

Неорганическая химия. Видеоопыты в Единой коллекции ЦОР

http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry/

Органическая химия. Видеоопыты в Единой коллекции ЦОР

http://school-collection.edu.ru/collection/organic/

Открытый колледж: химия

http://www.chemistry.ru

Соросовский образовательный журнал: химия

http://journal.issep.rssi.ru

Химический ускоритель: справочно-информационная система по органической химии

http://www.chem.isu.ru/leos/

Химия и жизнь - XXI век: научно-популярный журнал

http://www.hij.ru

Электронная библиотека учебных материалов по химии на портале Chemnet

http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/

Азбука web-поиска для химиков

http://www.abc.chemistry.bsu.by

Занимательная химия: сайт В.А. Арляпова и И.В. Блохина

http://home.uic.tula.ru/~zanchem/

Классификация химических реакций (с примерами flash-анимаций)

http://classchem.narod.ru

Курс химии на сервере бесплатного дистанционного образования

http://www.anriintern.com/chemistry/

 

Учебные наглядные пособия и ЦОР, используемые на лекции

 

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

«Химия»,8 класс

Габриелян О.С.

ООО "Дрофа"

Схема, рисунок, текст

Электронный

2

«Химия»,9 класс

Габриелян О.С.

ООО "Дрофа"

Схема, рисунок, текст

Электронный

3

«Химия»,10 класс

Габриелян О.С.

ООО "Дрофа"

Схема, рисунок, текст

Электронный

4

«Химия»,11 класс

Габриелян О.С.

ООО "Дрофа"

Схема, рисунок, текст

Электронный

5

Химия 8-9 класс

Иванова Р.Г.

ЗАО "Просвещение-МЕДИА"

Схема, рисунок, текст

Электронный

6

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к ЕГЭ

Схема, рисунок, текст

Электронный

7

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория», МарГТУ

Фрагменты лабораторных работ

Электронный

8

Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы», ООО «Кирилл и Мефодий», ООО "Физикон"

Схема, рисунок, текст

Электронный

9

Открытая Химия 2.6, ООО «Физикон»

Схема, рисунок, текст

Электронный