ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМА. У всех первобытных народов существовали религиозные ритуалы и эпические предания, ставшие источниками драмы, однако греки были первыми, кто придал примитивным представлениям высокоразвитую драматическую форму.

Золотым веком греческой драмы был 5 в. до н.э. Город-государство Афины переживал пик политического, экономического и художественного развития. Драмы ставились и в других областях Греции, но афинская, или аттическая, драма отличалась особой утонченностью и изысканностью. Представления устраивались трижды в год на праздниках, посвященных Дионису, – Великие Дионисии (в марте – апреле по нашему календарю), Ленеи (в январе – феврале) и Сельские Дионисии (в декабре – январе). Главным праздником были Великие Дионисии, на них каждый поэт-трагик представлял три трагедии и сатировскую драму – короткий фарс, в котором партию хора исполняли сатиры, козлоногие спутники Диониса. Комический поэт представлял одну комедию.

Спектакли устраивались в больших открытых театрах. Театр состоял из скены – палатки, где переодевались актеры (она же служила декорацией); орхестры – круглой площадки, на которой выступали актеры и хор, и полукруглого амфитеатра, где размещались зрители. В спектакле всегда принимал участие хор, число его участников варьировалось: у Софокла их было 15, у Аристофана – 24. В драме никогда не участвовало больше трех актеров, так что каждый исполнял несколько ролей. Женские роли исполняли мужчины. В трагедиях актеры были одеты в длинные, богато украшенные хитоны. Комические актеры надевали короткие туники, их костюмы часто имели гротескный или фантастический характер. Маски помогали узнавать персонажей и усиливали звук с помощью раструба во рту. Благодаря маскам с крупными, выразительными чертами и котурнам, обуви на очень толстой подошве, актеров было хорошо видно со всех рядов огромного амфитеатра.

Слово «трагедия» в переводе с греческого значит «козлиная песнь». Происхождение названия, возможно, связано с жертвоприношением козла, сопровождавшемся ритуальными танцами. Поэтика Аристотеля (384–322 до н.э.) является главным источником сведений о греческой драме. Аристотель полагал, что трагедия произошла от древних дифирамбов – гимнов, которые хор исполнял в честь Диониса. Считается, что литературную форму для декламации придал дифирамбу поэт Арион (ок. 600 до н.э.). По-видимому, греческая драма 5 в. до н.э. имеет ритуальное происхождение.

Трагедия состоит из пролога, партий хора, эписодиев и эксода. Пролог предшествовал появлению хора. Выходя на орхестру, хор исполнял парод; партии хора по ходу действия назывались стасимами. Эписодии – это диалоги актеров между партиями хора. Песнь хора, завершавшая трагедию, называлась эксод. В плачах, т.н. коммосах, партии хора и актеров могли чередоваться, как, например, в Хоэфорах Эсхила. Поэт Феспид (6 в. до н.э.) признан первым, кто поставил трагедию, в которой актер был отделен от хора. Платин (ок. 534 до н.э.) первым сочинил сатировскую драму, но от его пьес сохранился лишь один фрагмент. Другим известным трагиком был Фриних, впервые завоевавший победу в 511 до н.э. Названия и сохранившиеся фрагменты его трагедий указывают на то, что в их основе лежали не только мифологические сюжеты, но и недавние исторические события.

Один из величайших писателей Древней Греции Эсхил (525–456 до н.э.) сократил роль хора, ввел второго актера и сделал диалог главной частью трагедии. Возможно, именно Эсхил первым объединил три трагедии, представляемые на Великих Дионисиях, в трилогию, так что они стали по существу тремя актами трагедии с единым сюжетом. Эсхил 13 раз побеждал на драматических состязаниях. Сохранились лишь 7 из 90 написанных им трагедий: Персы, Семеро против Фив, Просительницы, Прикованный Прометей и трилогия Орестея, в которую входят Агамемнон, Хоэфоры и Эвмениды. В Просительницах заметно, что в ранней аттической трагедии хор играл главную роль. Героини трагедии – 50 дочерей Даная (Данаиды), бежавшие от ненавистных женихов из Египта в Грецию. Персы – единственная дошедшая трагедия, действие которой связано не с мифом, а с историческим событием – победой греков у Саламина в 480 до н.э. В Прикованном Прометее титан Прометей побежден и за самонадеянность наказан Зевсом, новым верховным божеством. Семеро против Фив – третья часть не сохранившейся трилогии, в которой рассказывается о борьбе за фиванский престол Этеокла и Полиника, сыновей Эдипа. Трилогия Орестея – шедевр Эсхила. В первой части, Агамемноне, рассказывается о возвращении царя Агамемнона с войны и его гибели от руки собственной жены Клитемнестры и ее любовника Эгисфа. В Хоэфорах сын Агамемнона, Орест, мстит за смерть отца. В Эвменидах Ореста преследуют богини-мстительницы Эринии. В конце трагедии его оправдывает учрежденный богиней Афиной суд ареопаг. Трагедия посвящена одновременно нескольким темам: победе мудрых и милосердных богов над богинями слепой мести; появлению цивилизованного суда взамен примитивного судилища; отмене родового проклятия.

Второй великий греческий трагик, Софокл (496–406 до н.э.), больше интересовался внутренним миром человека, нежели волей богов в его судьбе. Софокл уменьшил роль хора и ввел третьего актера. Драматург одержал более 20 побед и написал свыше 110 трагедий, из которых сохранилось 7: Аякс, Антигона, Царь Эдип, Трахинянки, Электра, Филоктет, Эдип в Колоне. Три из них посвящены семье царя Эдипа. Человеку не дано понять те непостижимые силы, что влияют на его судьбу (Царь Эдип). Всесильного Эдипа преследует рок, над которым он не властен, сам же он стремится узнать истину, чего бы это ни стоило. В Эдипе в Колоне царь предстает старым слепым странником, которого сопровождает лишь его дочь Антигона. Он находит убежище в Афинах, где умирает, благословляя этот край и проклиная своих враждующих сыновей, Этеокла и Полиника. Их братоубийственная война легла в основу Антигоны. Нарушая запрет Креона, царя Фив, Антигона хоронит своего брата Полиника, как того требует обычай. За это ее приговаривают к смерти. Две пьесы Софокла, Аякс и Филоктет, посвящены героям Троянской войны.

Софоклу якобы принадлежат слова, что он изображал людей такими, какими они должны быть, а Еврипид (485–406 до н.э.) – каковы они на самом деле. Еврипид выиграл только 5 состязаний, но в последующие эпохи его трагедии охотно читали и ставили на сцене. Сохранилась сатировская драма Еврипида Циклоп и 18 его трагедий: Алкестида, Медея, Ипполит, Андромаха, Гекуба, Гераклиды, Просительницы, Геракл, Троянки, Электра, Ион, Ифигения в Тавриде, Елена, Финикиянки, Орест, Вакханки, Ифигения в Авлиде и Рес (неудачная инсценировка 10-й песни Илиады; считается, что это подделка). Лучшие трагедии Еврипида изображают душевные страдания женщины. В Медее колхидская царевна, умеющая колдовать, предала отца и родину, чтобы сбежать с Ясоном. Когда Ясон изменил ей, она в порыве ревности убила не только его новую невесту, но и двух своих сыновей от Ясона. В пространных монологах Медеи Еврипид мастерски раскрывает противоречивые чувства героини. Любовные переживания лежат и в основе Ипполита, но в них виновна богиня Афродита, которую отверг Ипполит, давший обет девственности Артемиде. В отместку Афродита заставляет мачеху Ипполита, Федру, влюбиться в пасынка. В результате Федра кончает с собой, а Ипполит, ложно обвиненный в попытке обесчестить мачеху, трагически гибнет. Царица Алкестида – полная противоположность Федры и Медеи – добровольно идет в могилу вместо своего мужа.

Пять трагедий Еврипида связаны с Троянской войной: Троянки, Гекуба, Ифигения в Авлиде, Елена, Андромаха. Заслуживает внимания, что война предстает в них как бессмысленное страдание и бесполезная гибель. В Ифигении в Авлиде Агамемнона заставляют принести свою дочь Ифигению в жертву Артемиде, чтобы подул попутный ветер и корабли смогли отплыть в Трою. В Троянках и Гекубе рассказывается о страданиях, которые терпят жена и дочь троянского царя в плену у греков. Сюжет Ореста и Электры тот же, что в великой трилогии Эсхила. Вакханки – единственная известная трагедия, героем которой является Дионис. Циклоп, сюжет которого взят из Одиссеи, – единственная полностью сохранившаяся сатировская драма. При жизни Еврипида его творчество вызывало упреки в безнравственности, поскольку его герои не почитали богов и склонялись к недозволенной любви.

Состязания трагиков продолжались в Афинах в течение нескольких веков, но ни одна из трагедий 4 в. до н.э. и последующих веков не сохранилась. В 3 в. до н.э. интерес к трагедии ненадолго вспыхнул в Александрии. Трагедии семи поэтов, т.н. «Плеяды», блистали скорее ученостью, нежели драматическим мастерством. Их творчеством завершается история греческой трагедии.

Слово «комедия» происходит от греч. слов «пирушка» и «песнь». Аристотель считал, что комедия выросла из пиршественных песен, которые исполнялись во время праздников в честь Диониса, однако уже во времена Аристотеля мало что было известно об истории аттической комедии. Существовало несколько типов дорической комедии; в Спарте актеры в масках разыгрывали фарсовые сценки из повседневной жизни; в городах Великой Греции ставились филаки, т.е. комические сценки, пародировавшие мифологические сюжеты. В Сикионе (Пелопоннес) процессия подвыпивших гуляк исполняла перед толпой шутливые гимны в честь Диониса. В Сиракузах философ Эпихарм (ок. 500 до н.э.) писал, насколько можно судить по сохранившимся фрагментам, чрезвычайно веселые и остроумные комедии. Благодаря росписям на аттических вазах 6 в. до н.э. известно, что в Афинах давались представления, связанные, возможно, с культом Диониса, на которых люди наряжались животными. Возможно, эти представления и послужили основой для ранней аттической комедии. Согласно источникам, первым афинским комедиографом был Хионид, выигравший состязание на Великих Дионисиях в 487 до н.э. Наиболее знаменит среди первых афинских комедиографов Кратин (впервые победил в 453 до н.э.), много сделавший для формирования аттической комедии.

Для современного читателя Аристофан – единственный представитель аттической комедии 5 в. до н.э. (или древней комедии, как ее стали называть позже). Комедии Аристофана посвящены злободневным для Афин темам. Едкая ирония, с какой изображаются государственные деятели и другие известные люди, допускалась в эпоху Афинской демократии. В комедиях Аристофана есть и тонкий юмор, и непристойные шутки, здесь перемешаны реальные исторические персонажи и фантастические существа. Сохранилось 11 его комедий: Ахарняне, Всадники, Облака, Осы, Мир, Птицы, Лисистрата, Женщины на празднике Фесмофорий, Лягушки, Женщины в Народном собрании и Плутос. Самая ранняя из них была поставлена в 425 до н.э., самая поздняя – в 388 до н.э. Ахарняне, Мир и Лисистрата призывают к миру. Герой Всадников – сторонник войны Клеон, захвативший власть в Афинах. Осы высмеивают афинский суд. Аристофановский смех не пощадил философа Сократа и трагика Еврипида. В Облаках Сократ изображается парящим в воздухе и поучающим молодых людей, как выиграть невыгодное дело с помощью логических доводов. Лягушки не только великая комедия, но и блестящий образец литературной критики. Бог Дионис спускается в загробный мир, чтобы вернуть на землю великого трагика Еврипида. Еврипид в это время спорит с Эсхилом, чьи трагедии лучше. Дионис соглашается стать судьей в этом споре и в конце концов признает Эсхила победителем. В Женщинах на празднике Фесмофорий тоже содержится выпад против Еврипида и его трагедий, особенно язвительно высмеиваются его героини.

О форме и структуре древней комедии можно судить только по творчеству Аристофана. Все его комедии, за исключением Мира и Женщин в Народном собрании, двухчастны. Первая часть состоит из пролога, парода, который переходит в агон – спор между хором (или его предводителем) и актером. За агоном следует парабаса – обращение хора к зрителям. Вторая половина комедии состояла из разнообразных фарсовых сцен, сменявших друг друга. Комедия обычно заканчивалась праздником и подготовкой к пиру. Аристофан изобретательно варьировал общую схему. Например, могло быть больше одного агона или парабасы. В Лягушках агон имеет место не между хором и актером, а между двумя актерами. В Женщинах в Народном собрании роль хора незначительна, а парабасы нет вовсе. В Плутосе нет ни парабасы, ни хора. Эти две поздние комедии часто относят к средней комедии.

Годы 385–330 до н.э. знаменуют расцвет комедии. В эту эпоху комедиографов больше интересовали не события общественной жизни, а частная жизнь определенных классов и групп. Главными героями стали гетера, влюбленный юноша, повар, парасит. В 380–360 до н.э. были популярны также пародии на мифы. Часто темой средней комедии становилась жизнь чужестранцев в Афинах. Важнейшими авторами были Анаксандрид, Эвбул, Антифан и Алексис, но от их комедий сохранились лишь фрагменты. Из-за смещения акцента в сферу частной жизни уменьшилась роль хора, а парабаса, похоже, и вовсе исчезла.

Эпоха новой комедии началась ок. 336 до н.э., от нее сохранился лишь один автор – поэт Менандр. Из его работ уцелела одна полная комедия, Угрюмец, и большие отрывки еще из трех произведений – Третейский суд, Самиянка и Отрезанная коса. В Угрюмце раздражительный старик живет с дочерью и служанкой в деревне. Молодой богатый афинянин влюбляется в девушку. После многих злоключений влюбленному удается убедить старика, что он подходящий жених для его дочери. Это типичный для новой комедии сюжет. Очевидно, в комедиях Менандра совсем не было хора.

Греческая драма стала образцом и источником сюжетов для драматургов всех времен. Римский философ Сенека (54 до н.э. – 39 н.э.) писал трагедии на сюжеты греческих авторов, особенно Еврипида. В свою очередь, Сенека стал образцом для подражания в эпоху Возрождения и барокко. В 20 в. Орестея послужила источником вдохновения для Ю.О'Нила (Траур – участь Электры) и Ж.П.Сартра (Мухи). Антигона Ж.Ануя – еще одно, весьма спорное переложение греческой трагедии.

Менандра можно назвать отцом европейской комедии. Его пьесы были образцом для римских комедиографов Плавта и Теренция, которые, в свою очередь, оказали влияние на европейских драматургов последующих эпох, особенно на Мольера и Шекспира.

Национальный театр и другие театры Греции с успехом ставят драмы античных авторов в древних амфитеатрах. Универсальность проблем, поднятых античными трагиками, делает их произведения актуальными и современными.

См. также ТЕАТР; КОМЕДИЯ; МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ.

ЛИТЕРАТУРА

История греческой литературы, тт. 1–3. М., 1946
История всемирной литературы, т. 1. М., 1983
Аристотель. Поэтика. – В кн.: Аристотель. Собрание сочинений, т. 4. М., 1984
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М., 1985
Иванов В. Дионис и прадионисийство. М., 1996
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1996