Вишняков Иван Яковлевич

(1699 – 1761)

 

       Иван Яковлевич Вишняков родился в 1699 году в Москве, в семье ремесленника – «шатерных дел мастера». В 1714 году отец отпустил пятнадцатилетнего сына в Петербург к своему родственнику, и несколько лет спустя, в 1721 году Иван Вишняков «по прошению определен к лаковому делу в ученики». Еще год спустя Вишняков начал учиться «живописному делу» у мастера Василия Гавриловича Грузинца, уроженца «грузинской земли». Вишняков числился подмастерьем на государственной службе при Адмиралтейств-коллегии, а в 1727 году перешел в ведомство Канцелярии от строений, главного учреждения, ведавшего застройкой и украшением Петербурга и его окрестностей. С деятельностью Канцелярии связана вся дальнейшая жизнь и творчество художника.
       Живописцы, состоящие при Канцелярии, отличались универсальностью и исполняли самые различные работы, от написания портретов и икон, до росписи плафонов, десюдепортов, театральных декораций, триумфальных ворот и т.д. Декоративные и декоративно-монументальные работы составляли основную часть деятельности Вишнякова, но, к сожалению, они не дошли до наших дней.
       С 1727 по 1739 год Вишняков числился в Канцелярии от строений подмастерьем. Он работал под началом признанных мастеров живописи того времени. Среди них – французский портретист, придворный живописец Петра I Луи Каравак и Андрей Матвеев, первый русский художник, возглавлявший живописную команду Канцелярии от строений.
       В 1739 году, после смерти Андрея Матвеева, Вишняков был «аттестован» Караваком как мастер и стал главой живописной команды Канцелярии. В его ведение перешли все работы, не оконченные А. Матвеевым, а также его ученики. Вишняков возглавлял команду более двадцати лет, до своей смерти. Во многом благодаря ему, ремесленная организация превратилась в творческое содружество, в ней сложилась особая художественная и педагогическая система. Особенности преподавания, существовавшие в живописной команде, были отчасти унаследованы петербургской Академией художеств, открытой в 1757 году.
       В 1740-е – 1750-е годы, в период правления Елизаветы Петровны, в связи со строительством многочисленных дворцов в Петербурге и его окрестностях, живописная команда под руководством Вишнякова постоянно привлекалась для исполнения декоративных работ и монументальной живописи. Члены команды расписывали интерьеры церквей и дворцовые залы, оформляли придворные праздники и спектакли, маскарады и триумфальные шествия. Важной частью деятельности Вишнякова и его подопечных являлась починка и реставрация обветшавших росписей и живописных украшений.
       Сохранились многочисленные документальные сведения о работах осуществлявшихся Вишняковым из года в год. Важнейшими из них являются разнообразные работы в Петропавловском соборе, включавшие росписи интерьера, исправление поврежденной живописи, написание новых икон. Художник работал также в Исаакиевский, Петергофской, Стрелинской церквах, церкви Симеона и Анны и многих других. Вишняков расписывал созданные для Елизаветы Петровны Аничков, Летний и Зимний дворцы, создавал для них десюдепорты и т.д.
       Несмотря на обилие работ в области декоративной и монументальной живописи, в истории русского искусства И.Я. Вишняков занял место одного из наиболее самобытных и талантливых портретистов середины XVIII столетия. В своем творчестве он органично соединил европейский стиль рококо и национальные русские традиции, идущие от иконописания.
       В 1731 году Луи Каравак, руководивший обучением Вишнякова, упоминает о нем, как об искусном мастере, написавшем уже не одну «персону» (то есть портрет).
       После коронации Елизаветы Петровны, в 1742-1743 годах, Вишняков исполнял парадные портреты императрицы для украшения государственных учреждений. В 1743 году он написал портрет Елизаветы Петровны для зала Сената (теперешний Петровский зал Петербургского университета). В настоящее время портрет находится в собрании Третьяковской галереи.
       Вишняков – выдающийся мастер детского портрета. Его кисти принадлежит портрет Сары Фермор – один из самых пленительных детских образов середины XVIII столетия. На парадном портрете в рост, на фоне пейзажа, изображена девятилетняя дочь В.В. Фермора, начальника Канцелярии от строений. В портрете Вишняков достиг необычайной тонкости и декоративности в рисунке и колорите, придав облику девочки проникновенную поэтичность. Несколько позже, Вишняков исполнил портрет брата Сары, Вильгельма. Художнику также приписывается портрет князя Ф.Н. Голицына в детстве, изображенного в мундире Конной гвардии.
       Единственными подписными работами мастера являются парные свадебные портреты супругов Тишининых, Николая и Ксении (урожденной Тарбеевой). На оборотах портретов сохранились надписи, свидетельствующие, что модели представлены «в точном венчальном уборе» «надворным советником живописным мастером Вишняковым».
       Благодаря высокому авторитету портретиста, Вишнякову было поручено наблюдать за изображениями императрицы, которые были написаны другими живописцами, и не допускать распространения портретов, написанных «неискусным способом».
       На протяжении многих лет Вишняков выступал как эксперт произведений отечественных и иностранных художников, оценивая уровень исполнения монументальных работ, картин и икон.
       Вишняков воспитал в своей команде множество последователей, создав своеобразное «художественное училище Канцелярии от строений». В 1743 году, в челобитной на имя императрицы, он писал: «…Учеников обучал со всякой моей рабской ревностью и прилежанием и трудолюбием везде безостановочно». Из воспитанников Вишнякова наибольшую известность приобрели братья А. и И. Бельские, Мина Колокольников и А.П. Антропов, ставший выдающимся портретистом, как и его учитель.
       За долголетнюю службу и художественные заслуги в 1745 году Вишняков получил личное дворянство, а в 1752 году был пожалован чином надворного советника.
       О личной жизни художника известно совсем немного. Вишняков имел многочисленную семью. В 1742 году один из его сыновей, Иван, был принят в живописную команду в качестве ученика. С 1753 года он участвовал почти во всех работах мастера, а после смерти отца продолжил его дело, возглавив живописную команду. «Надворный советник и живописный мастер» И.Я. Вишняков скончался 8 (по новому стилю 19) августа 1761 года в Петербурге.