Н.Н. САПУНОВ. Ваза, цветы и фрукты. 1912

Н.Н. Сапунов был одним из членов символистского художественного объединения "Голубая роза". Особенно много и плодотворно он работал в театре, оформляя спектакли В.Э. Мейерхольда, знаменитые Русские сезоны С.П. Дягилева и другие. Работа в театре, которая началась еще в студенческие годы, оставила свой отпечаток и на живописи Сапунова. Художник часто обращался к театральным сюжетам, он мало заботился об академической верности натуре, а театральная зрелищность и феерия цвета стали основным качеством его живописных произведений.

Натюрморт "Ваза, цветы и фрукты" на первый взгляд производит впечатление роскоши, пиршества цвета и разнообразия изящных форм. Сразу представляешь его в позолоченной раме в интерьере изысканной гостиной.

Фрукты, небрежно набросанные на стол, вперемежку с раковиной, синим кувшином, коробкой и вазами с цветами создают живописный беспорядок композиции, которая кажется случайной. Но здесь и сам набор предметов случаен, словно это бутафорские предметы театрального реквизита. Такое впечатление усиливается, когда замечаешь, что розы в вазах - бумажные.

Первое впечатление сменяется пониманием неоднозначности смысла этого совсем непростого натюрморта, как и ощущение случайной композиции исчезает, когда замечаешь, насколько она продумана. Две вазы с искусственными цветами, близкие по форме, но немного разные, являются доминантой композиции, подчеркивая ее вертикальный формат и внося ноту раздвоенности: похоже, но не одно и то же. Как будто случайно разбросанные предметы на самом деле строго собираются по диагоналям к подножию вазы на первом плане и синему кувшину рядом с ней. Синий цвет кувшина собирает колористическую композицию, в которой этот цвет является ведущим.

Натюрморт в искусстве начала ХХ века имел огромное значение и как своеобразный полигон для поиска новых выразительных средств и как жанр, в котором можно говорить языком предметов, создавая многозначное смысловое поле и вибрирующую эмоциональную атмосферу.