Татлин В.Е. Натурщица. 1913

В художественной ситуации 1910-х годов, отмеченной разнообразными поисками нового, В.Е. Татлин занимает одно из центральных мест наряду с К.С. Малевичем и В.В. Кандинским. Принцип беспредметной живописи Татлин воплотил в так называемых контррельефах. Это композиции из разнообразных материалов, которые могут иметь двухмерную основу, а могут свободно располагаться в пространстве при помощи крепежа (угловые контррельефы). Самое известное произведение Татлина - "Памятник III Интернационалу" или "Башня Татлина". Творчество художника оказало огромное влияние на сложение такого направление как конструктивизм.

К своим открытиям Татлин приблизился в живописных работах на тему обнаженной модели 1913 года. Это было время, когда в авангардистких кругах царил интерес к кубизму, футуризму и примитивизму. Татлин словно синтезирует языки этих направлений, извлекая из кубизма конструктивную основу в построении формы, из футуризма - интерес к передаче движения, а из примитивизма - упрощенность формы и уплощенность пространства.

Картина 1913 года называется "Натурщица (Композиция из обнаженной натуры)". Подзаголовок говорит о многом. Художника интересует не столько модель как таковая, сколько композиция форм, основанная на ритме линии и пятна, контрасте цвета, намеченного объема и плоскости. И в тоже время он работает с определенной моделью, не стремясь ее обескровить и показать некую схему взаимодействия различных форм. Фигура удивительно живая и убедительная в своей материальности; она во плоти, несмотря на условность художественного языка. Натурщица непринужденно восседает на красном кубе, будто на троне, предоставляя синему фону оттенять ее теплую плоть. Линии, пронизывающие синее и красное, образуют дополнительный ритм, объединяющий все части композиции. Спокойной, уверенной мощью веет от этой фигуры; она также непоколебима, как и куб, на котором сидит.