Саврасов Алексей Кондратьевич

(1830-1897)

       С именем А.К.Саврасова связано начало и становление русской реалистической пейзажной живописи. Известны слова Саврасова: «Художник – тот же поэт». Как никто другой из отечественных пейзажистов он сумел проникновенно почувствовать и поэтически выразить в своем искусстве неброскую красоту и незатейливую прелесть среднерусского пейзажа
       Родился Саврасов 12 (24 по н.ст.) мая 1830 года в Москве, в семье мещанина, позднее причисленного к купеческому сословию. С детских лет в нем пробудилась страстная любовь к рисованию, и уже к двенадцати годам он с легкостью исполнял небольшие рисунки гуашью, которые охотно покупались торговцами по дешевой цене. В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния, но вскоре вынужден был его оставить, и вновь зачислен в число учеников в 1848 году. Учился Саврасов у широко образованного художника К.И.Рабуса, занимавшегося с учениками Училища специально пейзажной живописью. В этом роде живописи в это время господствовал романтический видовой пейзаж с условно построенной композицией и колоритом, в нем большая роль отводилась архитектуре и необычным эффектам освещения. По заданиям Рабуса Саврасов копировал произведения И.К.Айвазовского, которые показывались на выставке в Училище, работал на натуре в окрестностях Москвы. Осваивая опыт представителей академического романтизма, Саврасов постепенно преодолевал их эстетику и овладевал богатым и сложным изобразительным языком, приближающим искусство к жизненной правде. Реальные впечатления природы очень скоро стали вносить новые и живые интонации в романтические мотивы его картин.
       Летом 1849 года на средства мецената Лихачева Саврасов с двумя товарищами по Училищу работал на юге России, посетив Харьков, Киев, Одессу и Крым. Важную роль в судьбе Саврасова сыграл член Совета Московского художественного общества, меценат и коллекционер, обер-полицмейстер Москвы И.Д.Лужин, который вносил плату за обучение Саврасова и следил за развитием его таланта. В 1850 году в имении Лужина Григорово под Москвой были исполнены картины "Камень в лесу у "Разлива" и "Вид в окрестностях Москвы с усадьбой". За эти работы, а также за картину "Вид Московского Кремля при лунном освещении" Саврасов от Академии художеств получил звание неклассного (свободного) художника. Эти первые самостоятельные шаги в искусстве свидетельствовали об интересе художника к конкретным пейзажным видам, показывали особую чуткость художника к природе, изначально жившую в нем поэтичность ее восприятия.
       Получив звание художника, Саврасов продолжал сохранять крепкую связь с пейзажным классом и его руководителем. Его картины, бывавшие на выставках Училища, неизменно привлекали к себе внимание публики и критиков. Пейзаж "Вид на Кремль в ненастную погоду" имел наибольший успех. Избирая традиционный романтический мотив неспокойного состояния природы, предгрозового неба, клубящихся облаков, художник не отвлеченно, но "верно и жизненно" (по словам критика) передал картину природы. Эти изменения в трактовке пейзажа были замечены художественной критикой, которая писала, что картины Саврасова "исполнены жизни и обличают вполне прекрасное направление художника, близко изучающего природу".
       Большой свободой художественного мышления, совершенно новым свежим взглядом на натуру отличаются картины, созданные художником в 1852 году после второй поездки на Украину – "Степь днем" и "Рассвет в степи", изображающие бескрайние степные просторы при ярком свете дня и загорающейся зари. Чувство живой природы и тонкое мастерство в передаче света, необычное композиционное решение и светлая богатая оттенками колористическая гамма – все в этих произведениях говорило о глубокой самобытности художника, смело вступающего на самостоятельный путь художественного развития.
       Работы Саврасова, экспонировавшиеся на выставках Училища, были отмечены президентом Академии художеств великой княгиней Марией Николаевной, некоторые были ею куплены, и художнику в 1854 году было предложено отправиться в Петербург "для написания видов Сергиевки" – загородной резиденции великой княгини. За исполненные в этих местах картины "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума", показанные на выставке в Академии художеств в Петербурге, художник был удостоен звания академика. Присуждение этого звания 24-летнему начинающему художнику было совершенно исключительным явлением. На фоне общего состояния пейзажной живописи 1850-х годов картины Саврасова заметно выделялись свежестью живописных решений, их создателя отличал особый взгляд на мир.
       Вернувшись в Москву, Саврасов продолжал работать в ее окрестностях – Кунцеве, Архангельском, открывая для себя очарование подмосковного пейзажа и пользуясь методом работы над картиной по натурным этюдам. В 1857 году умер учитель Саврасова Рабус, и Саврасов возглавил пейзажный класс Училища живописи. В том же году он женился на С.К.Герц, сестре его товарища по Училищу, художника Константина Герца и молодого ученого – археолога и историка искусства Карла Герца, который играл важную роль в художественной и научной жизни Москвы того времени. Он читал лекции по истории искусства в Московском Университете и в Училище живописи, выступал со статьями-обзорами художественных выставок, был секретарем Общества любителей художеств. Высокий культурный уровень семьи Герцев положительно влиял на духовное развитие Саврасова.
       В лучших пейзажах второй половины 1850-х годов – «Пейзаж с рекой и рыбаком», «Пейзаж с дубами и пастушком» художник стремится к естественному правдивому образу природы, созвучной человеку. Возвышенность восприятия натуры, ясность образов, лирическая окраска буднично-повседневного роднит их с идиллическими пейзажами школы А.Г.Венецианова.
       В 1860 году Саврасов стал членом Московского общества любителей художеств, устраивавшим различные выставки, конкурсы, лотереи с целью всестороннего развития художников. В него входили меценаты, ученые и художники. По поручению Общества в 1861 году Саврасов был командирован в Петербург для доставки большого полотна А.А.Иванова «Явление Христа народу» в Москву, в открывающийся Московский Румянцевский музей, что стало для художника большим событием. Кроме того, в Петербурге, в Академии художеств, он смог ознакомиться с большой выставкой старого и современного искусства из частных коллекций, которая произвела на него неизгладимое впечатление.
       В 1862 году на средства Общества Любителей художеств Саврасов в течение трех месяцев жил за границей. Он посетил Всемирную выставку в Лондоне, где видел произведения мастеров европейских школ, Британский музей, Национальную галерею, отметив у английских художников «глубину мыслей, строгую наблюдательность, любовь и серьезное понимание искусства, при блестящем, но правдивом колорите». Он заметил, что современные английские пейзажисты ушли от условности и с замечательной верностью передают все разнообразные мотивы природы – все это было близким собственным исканиям Саврасова. Из Лондона художник отправился в Париж, затем в Швейцарию, где прожил около двух месяцев, путешествуя по Женевскому озеру и другим местам, работая над этюдами, в которых стремился запечатлеть грандиозное величие горного ландшафта. Ему удалось посетить мастерские художников, в том числе знаменитого швейцарского художника А.Калама, чьи произведения в России пользовались необычайной популярностью, служили образцом для подражания. Посетив Германию, художник осмотрел галереи мирового искусства в Мюнхене, Лейпциге, Дрездене и Берлине. По возвращении в Москву Саврасов представил в Общество любителей художеств швейцарские этюды, которые были высоко оценены и было признано, что они «принадлежат к самым отрадным из результатов деятельности Общества».
       В первой половине 1860-х годов Саврасов на основе этюдного материала работал над картинами по швейцарским мотивам, создав целый ряд завершенных полотен. «Вид в Швейцарских Альпах (гора Малый Рухен)», «Швейцарский пейзаж с лошадьми», «Швейцарский вид», «Озеро в горах Швейцарии» свидетельствуют об обретении Саврасовым не только высокого мастерства и творческой зрелости, но и желании даже в формах модного в то время швейцарского горного ландшафта уйти от шаблонных приемов и трактовать величественные горные виды без вычурности и патетики.
       Пережив увлечение швейцарскими видами, обогатившись опытом европейских живописцев, Саврасов во второй половине 1860-х годов возвращается к среднерусским пейзажам. Он обращается к самым простым и естественным мотивам, в которых воспевает по-преимуществу сельскую природу. Красивая по живописи и созданная не без влияния французского искусства барбизонской школы картина "Сельский вид" – типично русский равнинный пейзаж с цветущим яблоневым садом и ульями, просторами полей на дальнем плане - еще один шаг в стремлении передавать природу такой, какой она видится человеку, не теряя ее поэтического восприятия. Это умение придать обыденному пейзажу возвышенную эмоциональную окраску сказалось в картинах "Лосиный остров в Сокольниках" и «Лунная ночь. Болото».
       Самобытность и поиск новых путей в изображении русской природы, желание уйти от условных академических приемов и приблизить пейзаж к человеку, вдохнуть в него живое ощущение жизни становится в 1860-е годы целью творческих исканий всех передовых пейзажистов – М.К.Клодта, И.И.Шишкина, П.П.Джогина в Петербурге, Л.Л.Каменева и Саврасова в Москве. С именами этих художников, и в первую очередь, Саврасова связано в эти и последующие годы утверждение реалистического направления в русской пейзажной живописи, с их искусством отечественная школа пейзажа стала приобретать свое национальное своеобразие.
       1870-е годы – наиболее плодотворный период творчества Саврасова. В начале 1870-х он совершает частые поездки в провинцию, работая в Нижнем Новгороде, Юрьевце, Ярославле, в Болгарах под Казанью, около Жигулей. Тогда же он ездил в Керженец и на Оку. Волжская тема надолго входит в его творчество («Ночной вид на Волге», «Разлив Волги под Ярославлем», «Оттепель. Ярославль», «Рыбаки на Волге»). Широта просторов Волги заставила художника увеличить формат картины и перейти от отдельных пейзажных сцен к обобщенным видам, охватывающим большое пространство. Такова картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом», где композиция, взятая с высокой точки зрения включает и монастырь с прилегающей к нему слободой, и саму Волгу, и заволжские дали. Большая картина с изображением бурлаков, тянущих на бечеве барку – «Вид Волги под Юрьевцем», представленная на конкурс в Московское общество любителей художеств, получила первую премию и возбудила общий интерес публики «новизною сюжета и во многих отношениях прекрасною передачею».
       В 1870-е годы Саврасов создает лучшие свои произведения: "Грачи прилетели", "Проселок", "К концу лета на Волге", "Домик в провинции. Весна". В них воплотились неповторимые черты саврасовского искусства – особая мягкость и задушевность, вдохновенный поэтический строй, глубокая правда увиденного при высокой степени художественного исполнения. Центром всего творчества Саврасова стала картина "Грачи прилетели". Написанная в основном в селе Молвитино Костромской губернии, она вобрала в себя характерные приметы жизни русского человека и облика земли, на которой он живет, став своеобразным символом национального пейзажа. Родную, близкую сердцу картину природы, художник наполнил теплыми радостными чувствами от всеобщего весеннего пробуждения, обновления жизни. Красота скромного сельского вида обретается художником в тонкости рисунка, в мягком неярком звучании красок, в светоносности живописного строя, в особой задушевной интонации полотна. Картина «Грачи прилетели» экспонировалась на I-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, и с этого времени началась ее слава. Крамской, отдавая должное пейзажам художников Боголюбова, Клодта и Шишкина, писал, что «душа есть только в «Грачах».
       Весенняя тема вдохновенно воплотилась также в небольших, но глубоко поэтичных по переданному в них чувству оживающей природы картинах «Весна» и «Домик в провинции. Весна», воспевающих в простых и ясных образах красоту мира.
       Картина «Проселок», написанная с необыкновенной живописной свободой, смелостью и мастерством, стала еще одной вершиной в творчестве Саврасова. Крайне прозаический мотив приобрел волей художника прекрасное поэтическое воплощение. Полотно с изображением типичной для облика русских селений размытой дождями проселочной дороги привлекает красотой высокого неба с золотящимися облаками, его сверкающих отражений в дорожных хлябях, сильными световыми эффектами. Повышенная эмоциональность пейзажа заключена в красоте самой живописи – динамичности и яркой цветности красочных пятен и мазков.
       В творчестве Саврасова были картины и другого плана. Трагически-возвышенным аккордом звучит полотно «Могила на Волге. Окрестности Ярославля», связанная с личными переживаниями художника – смертью его дочери. Изображая одинокий крест на могиле на обрывистом берегу Волги и темные тучи приближающейся грозы, художник создал пейзаж большого внутреннего напряжения, который современниками был назван пейзажем-поэмой.
       Мир созданных художником пейзажных образов велик и разнообразен. Картина «Радуга», написанная чистыми звонкими красками, изображающая деревенский пейзаж, омытый дождем и озаренный сиянием радуги, наполнен радостно-ликующим чувством. Радуга у Саврасова олицетворяет собой связь и единение земного и небесного. Художник пишет радугу также в картине «У ворот монастыря», созданную в окрестностях Сергиева Посада, где в середине 1870-х годов он с семьей летом жил на даче.
       Городской московский пейзаж, к которому Саврасов не раз обращался в 1870-1880-е годы, в его трактовке обрел иное, по сравнению с предшествующей эпохой, содержание. Картины «Сухарева башня», «Вид на Московский Кремль», «Соборная площадь в Московском Кремле», «Новодевичий монастырь» – это не парадные романтические пейзажи, а скорее будни города. Для них характерно удивительное чувство эпохи и ощущение повседневной реальной жизни.
       Особая страница в творчестве Саврасова – его зимние пейзажи. Умея замечательно изображать деревья, покрытые инеем, изморозь, зимнюю дымку, нависшее мглистое небо, он создал целую галерею разнообразных городских и сельских пейзажей («Зимний пейзаж. Иней», «Зимняя дорога», «Распутица», «Лес в инее»), где русская природа предстает то в драгоценном наряде сверкающего снега, то в состоянии оцепенения и тишины.
       Саврасов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, образованного в 1870 году. В 1872 году он был избран в правление Товарищества вместе с В.Г.Перовым, И.М.Прянишниковым, Г.Г.Мясоедовым, Н.Н.Ге, И.Н.Крамским. Долгое время, с 1857 оп 1882 год он возглавлял пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, пользуясь большой любовью учеников, воспитав целую плеяду замечательных художников-пейзажистов, таких как И.И.Левитан, К.А.Коровин, С.И.Светославский.
       К концу 1870-х годов в жизни и творчестве Саврасова наступает острый кризис. Картины его покупаются плохо, семья его бедствует. Он злоупотребляет спиртным, происходит разрыв с семьей, его увольняют из Училища. Начинается драматический период его жизни – долгие годы бесприютности и одиночества. Но даже в этих условиях в нем продолжал жить художник огромного дарования. В эти последние пятнадцать лет полной жизненной неустроенности Саврасов писал картины, которые отдавал за бесценок ловким торговцам, а те продавали их за большие деньги. Позднее творчество Саврасова неоднородно по качеству. Это многочисленные пейзажи, зачастую варьирующие прежние мотивы, написанные порой небрежно и упрощенно, но многие из них отмечены печатью того неотъемлемого трепетного поэтического чувства, которое всегда оставалось в художнике.
       Саврасов был блистательным рисовальщиком. В графической технике он создавал сложно разработанные пейзажные образы, по силе лирического выражения ни в чем не уступающие его живописным произведениям. В 1880-е-1890-е годы он много работал над рисунками. В 1885-1886 – исполнял рисунки для журналов «Радуга» и «Эпоха». Последней значительной работой Саврасова стали рисунки для издания 1894 года «А.К.Саврасов. Художественный альбом рисунков», приуроченного к 50-летию творческой деятельности художника и подготовленного при содействии А.Солмонова – первого биографа Саврасова, много помогавшего ему в последние годы жизни.
       Саврасов умер 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1897 года во 2-й Московской городской больнице, в отделении для бедных.