Ф.А. Малявин. Баба с ребенком. 1901

Филиппу Андреевичу Малявину (1869-1940) был дан редкий дар - найти своим художественным талантам самобытное применение. Он сумел заявить о себе как уникальный живописец, неповторимый и узнаваемый даже на фоне столь богатой дарованиями эпохи "серебряного века". Малявину удалось обрести свою особую тему в искусстве, самые яркие и знаменитые его работы связаны с образами русских крестьянок, с прославлением жизнеутверждающей силы русского народа. Интерес к этой теме связан с корнями художника: он был родом из многодетной крестьянской семьи, из деревни Казанки Самарской губернии. Мир русского крестьянства - это его родная среда, в которой будущий художник вырос, здесь сформировался его темперамент, характер, отсюда вместе с генами он взял глубинное понимание и взаимосвязь с народной стихией.

В молодости Малявин приобрел разносторонний художественный опыт, начав в качестве иконописца монастыря святого Пантелеймона на Афоне, затем он получил академическое образование в Петербурге у Репина и Чистякова. В результате наслоения различных школ возникла неповторимая живописная манера Малявина, где смелый рисунок и свободное композиционное построение соединяется с рискованным и дерзким колоритом, поначалу шокирующим современников. Его картина "Смех" произвела фурор в 1899 году как в стенах Академии, где ее осудили за излишнюю резкость, так и на Всемирной выставке в Париже, после которой картина была удостоена золотой медали, а Малявин стал европейской знаменитостью.

В 1900 году он поселяется в окрестностях Рязани, где в обширной мастерской в течение нескольких лет создавал свои картины. Видимо, именно там в 1901 году он пишет работу "Баба с ребенком", которая стоит в ряду многих его вещей, посвященных русским крестьянкам. Малявин изображает молодую женщину и маленького мальчика в довольно обобщенной манере, он не акцентирует внимания ни на портретности героини, ни на подробностях пейзажного фона. Автор только подчеркивает яркое солнечное освещение, которое привносит в картину ощущение счастья, заставляя краски звучать мощно и звонко. Доминирует в картине интенсивный красный цвет, столь любимый автором, здесь он несет позитивные радостные эмоции. Отношение к красному цвету у Малявина особенное, ни у кого в русском искусстве до него красный цвет не был колористической основой картины. Столь смелые красочные решения пришли к Малявину, возможно, благодаря иконописному прошлому. Красный цвет был очень важен для мастера, именно через его различные созвучия и оттенки художник считал возможным наиболее точно выразить темперамент и стихийное начало русского крестьянства. Кроме того, важна для Малявина была также динамика в картине, все его персонажи находятся в экспрессивном движении, эта подвижность подчеркивалась широкими размашистыми мазками. В "Бабе с ребенком" героиня изображена в сложном развороте, манера письма покоряет своей мощью и энергичностью. Ощущение динамики усиливается особым композиционным приемом - художник избирает вытянутый узкий формат, из-за чего героине в картине "становится" тесно, часть ее фигуры выходит за рамки холста. В результате рождается образ сильной, уверенной, счастливой русской женщины, которая находится в абсолютной гармонии с миром благодаря чистоте и ясности своих мыслей и чувств.

Большинство своих произведений первого десятилетия 20 века Малявин экспонировал на выставках "Мира искусства", хотя отношения с лидерами петербургской группы складывались у Малявина неоднозначно. Его преданность крестьянской теме была далека от рафинированности "Версалей" Бенуа и игривости "Арлекинов" Сомова, но мирискусники отдавали должное новаторским художественным исканиям Малявина и неизменно приглашали на свои выставки. На одной из таких выставок в 1906 году была показана работа "Вихрь", одно из самых знаменитых произведений Малявина, в котором он выразил свое художественное кредо в полной мере. "Баба с ребенком", написанная за пять лет до этого, дает представление о том, как складывался неповторимый "малявинский" стиль.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева