ТОЛСТОЙ Федор Петрович. Биография

ТОЛСТОЙ Федор Петрович (1783-1873) - русский художник, медальер, скульптор, живописец, гравер.

Родился в Петербурге в семье графа П.А.Толстого. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Окончив Морской корпус со званием мичмана (1802), в том же году поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств в качестве "вольноприходящего". В 1804 окончательно оставил военную карьеру. Учился у скульптора И.П.Прокофьева, пользовался также советами О.А.Кипренского. Примыкал к движению декабристов, был членом Союза благоденствия, однако отошел от движения до восстания (1824), поэтому следственное дело о нем было прекращено. В 1826 написал для Николая I трактаты "О нравственном состоянии войск российских" и "О состоянии Российской империи в отношении внутреннего ее устройства", предложив в них целый ряд законодательных, социальных и налоговых реформ.

Ф. П. Толстой получил известность как мастер портретных рельефов и античных композиций из воска ("Одиссея Гомера", воск, 1810, Третьяковская галерея). В 1819 он получил назначение на петербургский Монетный двор, где проработал до 1828 в качестве медальера, выполнив медальоны в память Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-1814 с различными их эпизодами в виде отдельных групп воинов в античных одеждах. На основе его восковых моделей - всего их было 21 - изготовлялись декоративные барельефы из гипса и медные формы (1814-1836, Русский музей). Позднее мастер создал аналогичного рода медальоны на темы русско-персидской (1826-1828) и русско-турецкой (1828-1829) войн. Ф. Толстой работал в круглой скульптуре: "Морфей", терракота, 1822, (Русский музей), а также монументальной скульптуре (рельефы дверей храма Христа Спасителя в Москве, 1846-1851). Рельефы погибли при уничтожении храма в 1931, остались лишь подготовительные рисунки и несколько гальванопластических моделей.

Классицистические формы обычно принимали у Толстого вид романтической мечты: возвышенно-поэтической, философской либо лирически-интимной. Тонкий лиризм свойствен его "перовым рисункам к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька" (на тему мифа о Психее; 1820-1833; все 67 композиций были повторены им в резцовых гравюрах). Работал в силуэте - технике, распространенной главным образом среди любителей и почти не принимаемой всерьез профессионалами.

Поэтичны автопортреты художника с семьей как горельефный (воск, 1812, Третьяковская галерея), так и живописно-интерьерный ("Семейный портрет", 1830, Русский музей). Толстому принадлежит ряд иллюзионистических натюрмортов ("Букет цветов, бабочка и птичка", гуашь, 1820, Третьяковская галерея).

С 1825 преподавал в Академии художеств, был ее вице-президентом (1828-1859) и товарищем президента (1859-1868). В поздние годы потерял зрение.

Умер Толстой в Петербурге в 1873. Оставил автобиографические "Записки", частично опубликованные в "Русской старине" (т. 7, 1873).

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева