Летописание

Летописание  после монголо-татарского нашествия приходит постепенно в упадок. Летописи XIV века носят локальный характер. Московское летописание появилось в первой половине XIV века. Возрождение общерусского летописания относится к концу XIV началу XV веков.

В 1408 году составлен Первый общерусский свод; в Москве составлена Троицкая летопись, погибшая в 1812 году во время пожара.

В 1418 году составлен Владимирский полихрон  ( летописный свод) при участии митрополита Фотия, главная идея – союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения.

В 1480 году составлен Московский свод. Все своды начинались с «Повести временных лет». Общерусский характер носил Новгородско – Софийский свод. включивший в свой состав свод Фотия.

В XVI веке усиливается официальный характер летописания. Включавшиеся в летописи предшествующие летописные своды подвергаются определенной обработке в политических целях. Нарушаются характерные черты летописного жанра, иногда нарушается хронология изложения по годам; летописи не претендуют на описание истории от начала до конца, а уделяют внимание отдельным сюжетам. Например, «Летописец начала царства» описывает первые годы правления Ивана Грозного.

Главное историческое произведение XVI века – «Степенная книга царского родословия».

Это систематическое изложение русской истории в виде жизнеописаний Великих князей от Владимира до Ивана Грозного. Это прославление правящей династии, обоснование божественного происхождения самодержавной власти, преемственности и непрерывности власти киевских и московских князей, деяния митрополитов.

«Сказание о князьях Владимирских» - главная летопись, где разработана  официальная теория великокняжеской власти. В основе легенда – Владимир Мономах получил регалии от византийского императора Константина Мономаха - доказывала права Московских Великих князей на все наследие Киевской Руси и на самодержавную форму правления