Абрахам Виллартс. Проповедь Христа на Генисаретском озере. 1643

"Однажды, когда народ теснился к нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретского, увидел он две лодки, стоящие на озере, а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть от берега, и сев, учил народ из лодки" (Лука 5,1-10; Марк, 1-9; Матфей,18-20) Этим строкам из Евангелия посвящена картина известного голландского мариниста XVII века Абрахама Виллартса. Но вряд ли зритель сразу угадает сюжет - ведь догадаться об этом можно, только увидев маленькую фигуру Христа на корме рыбачьей лодки в глубине картины. Да и пейзаж на картине совсем не похож на берег Генисаретского озера.

Серое море, такое же серое, затянутое облаками небо напоминает, скорее, родное художнику побережье Северного моря. Именно изображение родного пейзажа позволяет Виллартсу показать свое умение воплотить в живописи свои наблюдения за природой. Он передает атмосферу, "сотканную" из пропущенного сквозь густую призму облаков солнечного света и влажного морского воздуха, показывает единство моря, неба, земли.

Для создания ощущения "земли обетованной", Виллартс включает детали, заимствованные у других художников - причудливые скалы, средневековые замки, персонажей в восточных костюмах.

Однако наряду с экзотическими персонажами изображены сценки, увиденные художником в реальности: фривольная сценка любовной игры, семья - муж, жена и ребенок, играющие с собачкой. Подобная трактовка религиозного сюжета как жанровой сцены была характерна для Нидерландов XV-XVII веков. Художник построил колорит картины на сочетании мягких коричневатых, сероватых, зеленоватых тонов. Яркие пятна одежд, приглушенные рефлексами окружающей среды, гармонично включены в тональную гамму пейзажа.

Ранее картина находилась в собрании Г.А. Брокара - московского промышленника-парфюмера, коллекционировавшего западноевропейскую живопись.

Справочная информация

Голландская школа - после освобождения семи северных провинций Нидерландов, в результате буржуазной революции 1566-1609, от испанского владычества, их искусство выделилось в самостоятельную художественную школу. Она оказала огромное влияние на последующее европейское искусство. Творчество голландских реалистов выделялось непритязательным любовным изображением своей страны, жизненностью, естественностью образов, умением показать красоту и внутреннюю значительность скромных обыденных явлений, глубоким интересом к рядовым людям, повседневному быту, к окружающей среде, родной природе, миру вещей. Для голландской живописи характерны тонко нюансированная тональная гамма, мастерская передача материальности предметов, глубины пространства, прозрачности и влажности воздушной среды, многообразных оттенков освещения.

Колорит (от лат. color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа.

Марина (от лат. marinus - морской), картина, изображающая морской вид; раздел пейзажного жанра. Как самостоятельная линия пейзажа марина обособляется в европейском искусстве XVII века. Её первоначальная задача - иллюстрация крупных исторических событий на море, детальное воспроизведение военных судов, которым собственно море служит только декоративным обрамлением. Расцвет марины в голландской живописи и графике приходится на XVII век. Голландские маринисты (Я. Порселлис, С. де Влигер, Х. Сегерс, Я. ван де Каппелле, Л. Бакхёйсен, В. ван де Велде) правдиво передавали морскую стихию и связанную с ней жизнь рыбаков, разрабатывали парадный тип марины, в котором главное место отводится кораблям и лодкам со стаффажными фигурами, в широких видах раскрывали величие морских просторов.

Рефлекс (от лат. reflexus - обращенный, повернутый назад, отраженный) в живописи, реже в графике отсвет света и цвета на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.). Точное и тонкое воспроизведение рефлексов способствует передаче объёма, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.

Тон (цветовой) - одна из основных характеристик цвета (наряду с его светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок и выражающаяся словами "красный, синий, сиреневый" и т.д. В живописи тоном называют основной оттенок, обобщающий и объединяющий все тона произведения и сообщающий колориту цельность (тональный колорит). Цветовая гамма - ряд гармонически взаимосвязанных цветовых оттенков художественного произведения. Единая тональная гамма - гамма с преобладанием какого-то одного тона (основного оттенка цвета), объединяющего все тона произведения.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева