Урок 47–49. Проект «Водитель черепахи», часть 2

Практическая цель проекта – рисование многоугольников, ломанных, кривых линий и криволинейных фигур на плоскости при помощи исполнителя в командном режиме.

Методическая цель проекта – обучение детей использованию конструкции повторения при программировании исполнителя, а также использованию процедур при программировании исполнителя.

План проекта

    1. Знакомство с использованием конструкции повторения для Черепашки.
    1. Рисование ломанных и многоугольников с использованием конструкции повторение для Черепашки.
    2. Рисование кривых с использованием конструкции повторения.
    3. Рисование поля для игры «Черепашьи гонки» с использованием конструкции повторения.
    4. Игра «Черепашьи гонки».

Знакомство с использованием конструкции повторения для Черепашки

Данный проект можно проводить тогда, когда дети уже знакомы с конструкцией повторения. Учащиеся уже умеют выполнять и писать программы с конструкцией повторения для Робота. В рамках данного проекта ребятам предстоит осуществить перенос своих знаний на новое содержание – новую среду и исполнителя Черепашку.

Для начала попросите ребят открыть новый проект и создать на листе Черепашку. Теперь дайте детям задание написать в поле команд любую совсем простую программу с конструкцией повторения. Например такую, «по повтори 5 раз [вперед 40 направо 30]» (ЛогоМиры, 3.0). Придумайте еще 2–3 аналогичных программы, где внутри конструкции повторения содержится не более четырех команд. После этого дайте детям 5–10 минут поэкспериментировать с конструкцией повторения для Черепашки. Пусть попробуют разные сочетания команд внутри конструкции повторения и посмотрят, что из этого получится.

Рисование ломанных и многоугольников с использованием конструкции повторение для Черепашки

На предыдущем этапе дети просто писали любые программы с конструкцией повторения и смотрели, что нарисует Черепашка. Теперь задача усложняется – на этом этапе детям предстоит писать программы с определенным результатом выполнения. Поэтому вы будете давать детям лишь задания – какая фигура должна получиться в результате выполнения программы, а всю остальную работу дети берут на себя. Начать лучше с тех многоугольников, которые детям уже знакомы.

Задание 1. Нарисовать квадрат с использованием конструкции повторения для Черепашки.
Задание 2. Нарисовать правильный треугольник с использованием конструкции повторения для Черепашки.
Задание 3. Нарисовать правильный шестиугольник с использованием конструкции повторения для Черепашки.
Задание 4. Нарисовать ломаную типа лестницы из 6 ступенек.

Рисование кривых с использованием конструкции повторения

Используя конструкцию повторения для Черепашки можно изображать кривые. Строго говоря, это тоже будут многоугольники и ломанные, но внешне они будут сильно напоминать кривые, для наших проектных целей такого изображения будет вполне достаточно. Поскольку дети еще очень слабо знакомы с геометрическими соображениями, вам придется им помочь. Можно выбрать из числа ребят Черепашку и попросить ее медленно обойти круг, комментируя по ходу, что меняется в этом процессе. Действительно, Черепашка как будто все время идет вперед, но после каждого шага меняет направление. В процессе обхода окружности направление становится первоначальным, значит за время обхода Черепашка повернула направо на 360 градусов.  Теперь можно попросить ребят нарисовать окружность, полуокружность и 2–3 дуги окружностей. При этом хорошо бы попробовать брать окружности разного диаметра.

Если класс у вас сильный, то можно продолжить обсуждение различных кривых и криволинейных фигур, которые можно составить из различных дуг различных окружностей, а также прямолинейных отрезков. Мы можем предложить для размышленья ребятам следующие задания.

Задание 1. Нарисовать 2 кривые волнообразного вида, которые отличаются крутизной/плавностью изгибов.
Решение («ЛогоМиры», 3.0):
Кривая 1: по повтори 180 [вперед 2 направо 1] повтори 180 [вперед 2 налево 1]
Кривая 2: по повтори 90 [вперед 2 направо 1] повтори 180 [вперед 2 налево 1]
Задание 2. Нарисовать солнышко.
Решение («ЛогоМиры», 3.0):
по повтори 36 [повтори 10 [вперед 2 направо 1] налево 90 вперед 60 назад 60 направо 90]
Используя конструкцию повторения Черепашки можно также нарисовать траву, цветок, дерево и т. д. Лучше если сюжетные картинки будут раскрашенными. Поэтому стоит познакомить детей с командой Черепашки, по которой она закрашивает любой замкнутый контур, работая по типу заливки в графическом редакторе.

Рисование поля для игры «Черепашьи гонки» с использованием конструкции повторения

На заключительном этапе проекта детям снова предлагается сыграть в игру «Водитель Черепахи». Для этого каждому из детей надо сначала нарисовать поле для игры. Отличие от работы в предыдущем проекте только в том, что теперь трассу нужно рисовать в командном режиме Черепашки с использованием конструкции повторения. Что касается фона для трассы, дети могут рисовать его в графическом редакторе или даже взять готовый фон из коллекции Лого, поскольку эта работа детям уже знакома. Лучше если трасса будет состоять из 2–4 участков, каждый из которых нарисован с помощью конструкции повторения. Для этого достаточно скомбинировать уже известные детям кривые и ломаные, например, лестницу и волну. Можно также использовать здесь лабиринт с повторяющимися проходами, круговые участки трассы и т. д. Часть трассы может быть нарисована, как и раньше – в графическом режиме, но при этом не менее двух ее участков должны состоять из повторяющихся фрагментов. Перед тем как ребята начнут рисовать трассу с помощью Черепашки лучше напомнить им следующие команды:

Игра «Черепашьи гонки»

Игра может проводиться по тем же правилам, что и в первой части проекта. Дети делятся тройками и играют всегда на «чужом» поле (поле, которое они не рисовали). Ученик, на чьем поле проводится игра, становится контролером. Отличие в данной игре только в том, что дети могут использовать в качестве своих ходов команды с конструкцией повторения. При этом каждая конструкция повторения при подсчете очков считается одним ходом (сколько бы команд она не содержала внутри себя). Таким образом, детям становится выгодно использовать конструкцию повторения там, где это возможно. Как и раньше, выезды за пределы трассы добавляют детям штрафных очков.